Найти тему

Тбилиси, осень 1988 года: "история" про САПР в преддверии распада СССР

Опять стало «жарко» в Тбилиси, а в результате вспомнились события, предшествующие распаду СССР – нашей общей исторической Родины, созданной не одним поколением наших предков на протяжении нескольких веков «правдами и неправдами». Надеюсь, что рано или поздно восстановится союзное государство в рамках российской империи или СССР, или СНГ, или ещё как – «время покажет»!!!

А теперь про САПР. САПР (CAD или CADD) – это система автоматизированного проектирования.

Окончив с супругой университет, трудовую деятельность начали по распределению на авиационном заводе. Мне повезло – попал в бюро машинной графики отдела автоматизации проектирования технологических процессов Управления Главного Технолога.

Скоро началась «Перестройка» - масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

И даже на авиационном предприятии разрешили заниматься «коммерческой деятельностью». Один из наших пакетов прикладных программ пошел «в тираж». Удалось внедрить на нескольких предприятиях (Владимир, Химки, Тбилиси).

Володя Т. в нашем машзале, 1986-1989гг.
Володя Т. в нашем машзале, 1986-1989гг.

На первые деньги от хоздоговоров удалось даже прикупить садовый участок. А деньги возили иногда даже налом и это тоже обыкновенная «история» тех лет.

Внедрение на заводе в Тбилиси пришлось на вторую половину 1988 года. Здесь уровень автоматизации по сравнению с Россией местами «зашкаливал» ниже плинтуса.
-2
ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ, устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью схем, чертежей, карт и др. на обычной бумаге, кальке, фотопленке. Применяется в системах автоматизированного проектирования, в информационно-измерительных системах, в картографии и т.д.
-3

Полдня ушло на запуск графопостроителя, управляемого вычислительным комплексом СМ ЭВМ. Очень долго доставали из ниш, где находятся приводы, карандаши-линейки-прочее. Общались с «русско-говорящим» специалистом, украинцем по происхождению, Сашей Д. Респект и уважуха - когда им надо, то они могут «удивить гостеприимством». А в заводской столовой для «комсостава» командировочным из России давали «зеленый свет» даже Главный инженер и Главный конструктор, особенно после того, как запустили графопостроитель, который не работал длительное время!!!

Но воспоминание не об этом. Моя вторая командировка и третья командировка моего «напарника» пришлась на третью декаду ноября 1988 года, т.е. где-то за полгода до известных событий апреля 1989 года.

«Тбилисские события» - специальная операция по разгону оппозиционного митинга у Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси, осуществлённая в ночь на 9 апреля 1989 года силами внутренних войск МВД СССР и Советской армии.

Понятно, что об этом мы узнали только в апреле следующего года. А в ноябре 1988 года мы в свободное от работы время гуляли по замечательному городу Тбилиси, пили пиво с сосисками в кафе на берегу реки Кура, ели хинкали, курили в трамвае на задней площадке трамвая, который можно было остановить поднятием руки, как такси, в удобном для нас месте, покупали "дефицит" в подворотне, например, импортный растворимый кофе в банках.

Понятно, что многие машино-строительные заводы находятся на окраинах городов. Тбилиси – не исключение. В один из выходных дней, возвращаясь из центра города в заводскую гостиницу, были настигнуты огромной демонстрацией «радикально настроенной» молодежи – зеленые повязки на голове, в руках палки и арматура. Ничего не оставалось, как «забурится» в близлежащий гастроном. Спасибо продавщицам, которые не задумываясь спрятали нас с напарником в подсобке магазина. Спасибо им большое!!!

Хотя надо сказать, что ни я, ни мой напарник Шура А. (смуглокожий и с черным цветом волос) особо не походили на «истинных русских». Очень часто на улицах города к нам обращались исключительно по-грузински. И сильно обижались, когда мы им по-русски отвечали, особенно отказом дать сигарету. Оказывается, человек с сигаретой в руках «не имеет права» отказать просящему в желании покурить. Так нам объяснили потом местные «заводские».

Напуганные не на шутку «народными демонстрациями» и советами заводских работников были вынуждены прекратить даже короткие походы в центр города. Быстренько доработали неделю до обратного рейса в славный Курумоч, аэропорт и нынешней Самары, а тогда Куйбышева областного.

Аэропорт Курумоч имени Сергея Королёва - международный аэропорт Самары, крупнейший в Поволжье. Находится вблизи посёлка Берёза в 35 километрах севернее Самары, в 45 километрах восточнее Тольятти. Обслуживает Самару, Тольятти и все остальные пункты Самарской области, используется также жителями соседних регионов.

А улетали уже как в известном советском фильме «Экипаж». Наш ТУ-154 делал полукруг над городской окраиной – под крылом самолета всё время выхода борта на эшелон нас сопровождали взрывы и пожары на городских АЗС. Но не в газетах, не по «ящику» не было сказано ни единого слова, что «процесс пошёл» - до известных всесоюзного референдума и развала Великой Страны вопреки ему оставалось совсем немного лет.

Всесоюзный референдум о сохранении СССР - единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года в Советском Союзе и обсуждавший вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году.