Опять стало «жарко» в Тбилиси, а в результате вспомнились события, предшествующие распаду СССР – нашей общей исторической Родины, созданной не одним поколением наших предков на протяжении нескольких веков «правдами и неправдами». Надеюсь, что рано или поздно восстановится союзное государство в рамках российской империи или СССР, или СНГ, или ещё как – «время покажет»!!!
А теперь про САПР. САПР (CAD или CADD) – это система автоматизированного проектирования.
Окончив с супругой университет, трудовую деятельность начали по распределению на авиационном заводе. Мне повезло – попал в бюро машинной графики отдела автоматизации проектирования технологических процессов Управления Главного Технолога.
Скоро началась «Перестройка» - масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.
И даже на авиационном предприятии разрешили заниматься «коммерческой деятельностью». Один из наших пакетов прикладных программ пошел «в тираж». Удалось внедрить на нескольких предприятиях (Владимир, Химки, Тбилиси).
На первые деньги от хоздоговоров удалось даже прикупить садовый участок. А деньги возили иногда даже налом и это тоже обыкновенная «история» тех лет.
Внедрение на заводе в Тбилиси пришлось на вторую половину 1988 года. Здесь уровень автоматизации по сравнению с Россией местами «зашкаливал» ниже плинтуса.
ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ, устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью схем, чертежей, карт и др. на обычной бумаге, кальке, фотопленке. Применяется в системах автоматизированного проектирования, в информационно-измерительных системах, в картографии и т.д.
Полдня ушло на запуск графопостроителя, управляемого вычислительным комплексом СМ ЭВМ. Очень долго доставали из ниш, где находятся приводы, карандаши-линейки-прочее. Общались с «русско-говорящим» специалистом, украинцем по происхождению, Сашей Д. Респект и уважуха - когда им надо, то они могут «удивить гостеприимством». А в заводской столовой для «комсостава» командировочным из России давали «зеленый свет» даже Главный инженер и Главный конструктор, особенно после того, как запустили графопостроитель, который не работал длительное время!!!
Но воспоминание не об этом. Моя вторая командировка и третья командировка моего «напарника» пришлась на третью декаду ноября 1988 года, т.е. где-то за полгода до известных событий апреля 1989 года.
«Тбилисские события» - специальная операция по разгону оппозиционного митинга у Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси, осуществлённая в ночь на 9 апреля 1989 года силами внутренних войск МВД СССР и Советской армии.
Понятно, что об этом мы узнали только в апреле следующего года. А в ноябре 1988 года мы в свободное от работы время гуляли по замечательному городу Тбилиси, пили пиво с сосисками в кафе на берегу реки Кура, ели хинкали, курили в трамвае на задней площадке трамвая, который можно было остановить поднятием руки, как такси, в удобном для нас месте, покупали "дефицит" в подворотне, например, импортный растворимый кофе в банках.
Понятно, что многие машино-строительные заводы находятся на окраинах городов. Тбилиси – не исключение. В один из выходных дней, возвращаясь из центра города в заводскую гостиницу, были настигнуты огромной демонстрацией «радикально настроенной» молодежи – зеленые повязки на голове, в руках палки и арматура. Ничего не оставалось, как «забурится» в близлежащий гастроном. Спасибо продавщицам, которые не задумываясь спрятали нас с напарником в подсобке магазина. Спасибо им большое!!!
Хотя надо сказать, что ни я, ни мой напарник Шура А. (смуглокожий и с черным цветом волос) особо не походили на «истинных русских». Очень часто на улицах города к нам обращались исключительно по-грузински. И сильно обижались, когда мы им по-русски отвечали, особенно отказом дать сигарету. Оказывается, человек с сигаретой в руках «не имеет права» отказать просящему в желании покурить. Так нам объяснили потом местные «заводские».
Напуганные не на шутку «народными демонстрациями» и советами заводских работников были вынуждены прекратить даже короткие походы в центр города. Быстренько доработали неделю до обратного рейса в славный Курумоч, аэропорт и нынешней Самары, а тогда Куйбышева областного.
Аэропорт Курумоч имени Сергея Королёва - международный аэропорт Самары, крупнейший в Поволжье. Находится вблизи посёлка Берёза в 35 километрах севернее Самары, в 45 километрах восточнее Тольятти. Обслуживает Самару, Тольятти и все остальные пункты Самарской области, используется также жителями соседних регионов.
А улетали уже как в известном советском фильме «Экипаж». Наш ТУ-154 делал полукруг над городской окраиной – под крылом самолета всё время выхода борта на эшелон нас сопровождали взрывы и пожары на городских АЗС. Но не в газетах, не по «ящику» не было сказано ни единого слова, что «процесс пошёл» - до известных всесоюзного референдума и развала Великой Страны вопреки ему оставалось совсем немного лет.
Всесоюзный референдум о сохранении СССР - единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года в Советском Союзе и обсуждавший вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.
Распад СССР — процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году.