Вовремя заметить, что с ребенком что-то не так, и начать это исправлять – очень сложно и очень важно. Но этого мало. Нужно делать не просто «что-то», а то, что нужно в данный момент. И кроме того, делать регулярно.
От регулярности занятий при дизартрии зависит успех звукопостановки. Собственно, логопед может научить шевелить языком и правильно его складывать в трубочку достаточно быстро. А вот научить ребенка в спонтанной речи использовать правильный вариант складывания языка, а не тот, к которому он привык, — это и есть самое сложное и самое долгое по времени, автоматизация звуков.
Физиологически за автоматические движения (а звукопроизношения как раз к таким относится) отвечает подкорка, а за сложные движения, требующие большой концентрации, или новые для человека – уже кора головного мозга. Когда ребенок только учится ходить, у него задействован весь мозг, а когда взрослый здоровый человек идет по улице, перераспределение веса, удержание равновесия происходит автоматически.
Помните, был такой мультик, как заяц учил сороконожку ходить, и как только он пытался регулировать процесс словами, сороконожка сразу падала?
Точно так же артикуляционные движения у ребенка постепенно автоматизируются. Мы же не задумываемся, куда нужно поставить язык, чтобы получить звук [д]?
А вот в случае нарушений звукопроизношения автоматизация происходит неправильно, звуки звучат нечетко, невнятно, и требуется много усилий, чтобы научить произносить правильно.
Чтобы «переучить» язык крайне важна регулярность занятий, достаточно пропустить неделю из-за болезни – и звук снова произносится не правильно, а так, как привычно ребенку.
Можно сказать, что задача логопеда выполнена только тогда, когда новая, правильная, артикуляция займет место старой, неправильной, и будет контролироваться подкоркой, а не сознанием.