Найти тему
Инстабухгалтер

Расходы при УСН: что такое затраты

Существует две разновидности упрощенной системы налогообложения: УСН по ставке 6% с объектом налогообложения "доходы" и УСН по ставке 15% с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Собственно, именно для второй разновидности важно, чтобы затраты стали расходами и уменьшили начисленный налог. Можно ли совсем забыть о расходах на "доходах"? А вот и нет.

Для начала давайте разберемся, когда затраты становятся расходом. Затраты - это конкретные суммы денег, которые мы тратим на что-либо: на закупку товара, на рекламу, на создание сайта, на зарплату своим работникам, если есть, на уплату налогов и взносов (кроме УСН). А вот расходы - это затраты, которые в соответствии с НК РФ уменьшают налогооблагаемую базу, в данном случае, по упрощенному налогу.

В нашем случае согласно ст. 346.16 НК РФ расходы бывают такими:

1. расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

2. расходы на приобретение исключительных (то есть, вы становитесь их владельцем) прав на нематериальные активы (НМА) (это изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау и пр.), а также создание нематериальных активов (например, собственной программы учета) собственными силами;

3. расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4. арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5. материальные расходы (на приобретения сырья, материалов, инструмента, спецодежды, комплектующих, полуфабрикатов, топлива для производства, услуги сторонних исполнителей по производству готового товара или его полуфабриката; амортизация основных средств и НМА, равномерно распределенные расходы на неисключительные права на программы ЭВМ и доступ к базам данным; расходы на размещение отходов и пр.);

6. расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;

7. страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС по временной нетрудоспособности и взносы в ФСС за "травматизм";;

8. суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, а также уплаченный на таможню "импортный" НДС;

9. проценты по полученным кредитам и займам, а так же комиссии банков;

10. расходы на обеспечение пожарной безопасности, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11. суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику (эти пошлины включаются в состав расходов вместе с "импортным" НДС и формируют первоначальную стоимость товара);

12. расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;

13. расходы на командировки (проезд, проживание, кроме дополнительных расходов вроде обслуживания номеров и напитков в холодильнике номера, суточные в пределах норм, оформление виз, загранпаспорта, транспортные сборы);

14. оплата нотариальных услуг по тарифу;

15. расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (но не "общие" консультационные услуги!);

16. расходы на обязательную (если предусмотрено законом) публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности;

17. расходы на канцелярские товары;

18. расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (интернет тоже сюда включается);

19. расходы, связанные с приобретением неисключительного права (то есть, владельцем вы не становитесь) на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а так же их обновления (например, доступ к СБИС, антивирус или "коробочная версия" 1С:Бухгалтерия);

20. расходы на рекламу;

21. расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22. суммы иных налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, кроме самого УСН и НДС, включенного в расходы согласно п. 8 (например, торговый сбор, акцизы на алкоголь, расходы на маркировку лекарств, меховых изделий или обуви);

23. расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для перепродажи (за исключением НДС в п. 8), а также расходы на продажу таких товаров (доставка, оформление, хранение и пр.);

24. комиссионные, агентские вознаграждения и вознаграждения по договорам поручения;

25. расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (например, для автомобильной СТО или сервисного центра);

26. расходы на сертификацию продукции и подтверждение ее соответствию стандартам качества;

27. расходы на проведение спецоценки и проверки правильности исчисления налога в случае спора;

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

29. расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков;

30. расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (сюда же можно отнести услуги по проведению СОУТ);

31. судебные расходы и арбитражные сборы (судебные госпошлины);

32. периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности, а так же вступительные, членские и целевые взносы в СРО;

33. расходы на проведение независимой оценки квалификации и подготовку кадров;

34. расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники (при УСН - полностью, при ЕНВД или патенте - в размере 18000р, с одной ККМ, зарегистрированной с 01.07.2017 до 01.07.2019 не включительно - Письмо ФНС № СД-3-3/1122@ от 21.02.2018);

35. расходы по вывозу твердых бытовых отходов (например, офисного мусора);

36. сумму платы в систему "Платон";

38. обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд.

О расходах продолжим разговор в дальнейших публикациях.

Напомню, я профбухгалтер и в своем маленьком блоге рассказываю об организации малого бизнеса для тех, кто задается вопросом, а надо ли оно им. Для тех, кому надо, я и пишу.

Если публикация вам понравилась, пожалуйста, поставьте ей "лайк".