Найти в Дзене

Валерий Алфеевский «Об иллюстрации детских книг»

23 июня 1906 года родился выдающийся советский художник и книжный график Валерий Сергеевич Алфеевский.

Валерий Алфеевский
Валерий Алфеевский

Алфеевский иллюстрировал детские книги с 1930 года и добился огромного признания в этой сфере.

"Огниво" Г.Х.Андерсена, 1955
"Огниво" Г.Х.Андерсена, 1955
"Дикие лебеди" Г.Х.Андерсена, 1955
"Дикие лебеди" Г.Х.Андерсена, 1955
 "Дюймовочка" Г.Х.Андерсена, 1955
"Дюймовочка" Г.Х.Андерсена, 1955
 "Стойкий оловянный солдатик" Г.Х.Андерсена, 1955
"Стойкий оловянный солдатик" Г.Х.Андерсена, 1955

Про его яркие, образные, немного угловатые и гротескные иллюстрации Май Митурич однажды сказал так: «У Алфеевского обострённое чувство линии, динамики её движения. Безупречное ощущение вертикали, придающее стройность рисункам. Но стройность эта не геометрическая прямизна. Это стройность живая, подвижная, сложная».

 "Свинопас" Г.Х.Андерсена, 1955
"Свинопас" Г.Х.Андерсена, 1955
 "Соловей" Г.Х.Андерсена, 1955
"Соловей" Г.Х.Андерсена, 1955
"Гадкий утенок"  Г.Х.Андерсена, 1955
"Гадкий утенок" Г.Х.Андерсена, 1955
«Желтый, белый, лиловый» Н.Павловой, 1956
«Желтый, белый, лиловый» Н.Павловой, 1956
«Желтый, белый, лиловый» Н.Павловой, 1956
«Желтый, белый, лиловый» Н.Павловой, 1956
«Желтый, белый, лиловый» Н.Павловой, 1956
«Желтый, белый, лиловый» Н.Павловой, 1956

Помимо талантливой графики, Валерий Сергеевич оставил множество ценных записей о своей работе в детской книге. Он писал: "У книжных прилавков книгу для детей, да и не только для детей, выбирают по картинкам. Картинка в детской книге — это не только зазывала, не только приглашение прочитать книгу.

«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 1958
«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 1958
«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 1958
«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 1958
«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 1958
«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 1958

Художник в детской книге, особенно в книге для маленьких, часто много больше, чем соавтор: трудно переоценить значение рисунка в детской книге для маленьких мальчиков и девочек, с первых рисунков начинается для них и какая-то другая важная жизнь. Приобретают форму их представления о мире и обо всем, что его населяет, оформляются детские мечты, приобретая конкретную видимую жизнь.

«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959

Рисунок в книге рассчитан на длительное рассмотрение, к нему ребенок возвращается не один раз.

«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959
«Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, 1959

Работа над рисунками к книге, естественно, начинается с рукописи. Самое обязательное для художника — проникнуться идеей книги, отобрать главное. Мне кажется, что своё прочтение текста художником только тогда законно, когда оно следует замыслу автора, подчеркивает и уточняет его мысли.

«Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена, 1963
«Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена, 1963
«Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена, 1963
«Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена, 1963

Художник дает в рисунках вторую, видимую жизнь произведению, уточняя и договаривая то, что важно, и то, что неясно выражено писателем, а в некоторых случаях давая и другое, параллельное, толкование.

«Цирк» Марка Местечкина, 1966
«Цирк» Марка Местечкина, 1966
«Цирк» Марка Местечкина, 1966
«Цирк» Марка Местечкина, 1966
«Цирк» Марка Местечкина, 1966
«Цирк» Марка Местечкина, 1966

Рисунок в детской книге, особенно в книге для маленьких, должен быть привлекательным и даже нарядным, однако не переходя в декоративную бессодержательность. Декоративные излишества снижают значение слова, рассказа и образов, кроме того, очень часто являются той ширмой, которая скрывает пластическое бессилие образного мышления художника.

«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968
«Песенка реки» О.Высотской, 1968

Я думаю, что для детской книги ясность выражения художника, ясность передачи им образного смысла произведения — главное.

«Самый большой друг» С.Прокофьевой, 1967
«Самый большой друг» С.Прокофьевой, 1967
«Самый большой друг» С.Прокофьевой, 1967
«Самый большой друг» С.Прокофьевой, 1967
«Самый большой друг» С.Прокофьевой, 1967
«Самый большой друг» С.Прокофьевой, 1967

Если художник не упускает из виду необходимость рассказа в создании изобразительной параллели, он, по существу, абсолютно свободен. Расставляя акценты, подчеркивая основные линии произведения, сгущая краски, где это необходимо, он идёт в этом так далеко, как это может позволить задача иллюстратора.

«Муравей Красная Точка» Н.Романовой, 1972
«Муравей Красная Точка» Н.Романовой, 1972
«Муравей Красная Точка» Н.Романовой, 1972
«Муравей Красная Точка» Н.Романовой, 1972
«Муравей Красная Точка» Н.Романовой, 1972
«Муравей Красная Точка» Н.Романовой, 1972

Дети охотно идут за художником в мир вымысла, они откровенно включаются в эту игру, соглашаясь и принимая всё, что не противоречит правилам игры, и наоборот — когда дело идет о прозе, они придирчиво требуют правды и правдоподобия.

Понимание этого позволяет художнику определить границы допустимого в одном и свободу фантазии в другом. Художнику надо разговаривать с детьми без всяких поблажек, без всяких скидок на их детство.

Японская сказка «Обезьянье царство», 1973
Японская сказка «Обезьянье царство», 1973
Японская сказка «Обезьянье царство», 1973
Японская сказка «Обезьянье царство», 1973
Японская сказка «Обезьянье царство», 1973
Японская сказка «Обезьянье царство», 1973

Мне кажется, что художник детской книги должен рисовать так, как он рисует для себя, только, может быть, еще лучше и строже. Но это вовсе не значит, что рисунки для детей должны быть перегружены информацией, отмечены поверхностным реализмом и назидательностью, что в конечном счете говорит о недоверии к творческой фантазии ребенка.

«Не видели — увидим» Н.Павловой, 1976
«Не видели — увидим» Н.Павловой, 1976
«Не видели — увидим» Н.Павловой, 1976
«Не видели — увидим» Н.Павловой, 1976
«Не видели — увидим» Н.Павловой, 1976
«Не видели — увидим» Н.Павловой, 1976

В списке качеств, необходимых для иллюстраций детской книги, едва ли не первое место часто отводят познавательной роли этих рисунков. Действительно, большинство детей имеют самое приблизительное знание об окружающем их мире, и показать этот мир входит в обязанности иллюстратора.

В самом деле, как выглядят Баба-яга или Кощей Бессмертный в русских сказках, а какова настоящая принцесса? Обо всем этом художник должен рассказать и показать очень убедительно. Но не надо путать узнавание поэтического с утилитарными представлениями об окружающем ребенка мире. Такое узкое понимание познавательного — только повод к бескрылому натуралистическому описательству.

«Щелкунчик и Мышиный Король» Э.Т.А.Гофмана, 1978
«Щелкунчик и Мышиный Король» Э.Т.А.Гофмана, 1978
«Щелкунчик и Мышиный Король» Э.Т.А.Гофмана, 1978
«Щелкунчик и Мышиный Король» Э.Т.А.Гофмана, 1978
«Щелкунчик и Мышиный Король» Э.Т.А.Гофмана, 1978
«Щелкунчик и Мышиный Король» Э.Т.А.Гофмана, 1978

Мне семь лет, я живу в Москве и изредка хожу с мамой в Зоологический сад. Я сижу и читаю чудесную книгу. В книге множество раскрашенных картинок. Вот в бешеном галопе, широким веером мчатся полосатые зебры, огромными скачками гонит их лев прямо на затаившуюся в зарослях львицу. А совсем рядом красавицы-жирафы щиплют листву с тропической мимозы. Картинка наивна и неправдоподобна, но ей веришь, потому что хочешь верить".

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.