Найти тему
Mike Lebedev

Ринат Дасаев: последний матч кумира детства. И немножко о ЧМ-1990

Да, конечно: Ринат Дасаев был безусловный кумир!

Мне в этом смысле повезло: когда глаза мои окончательно открылись в этот мир, Дасаев уже прочно был «первым номером» Спартака, о голкипере Прохорове у меня какие-то совсем смутные воспоминания сохранились. Так что и выбирать-то не пришлось!

Собственно, Дасаев для меня и был "Спартак". Даже у Федора Федоровича Черенкова случались паузы в выступлениях, а Ринат (ну, за редчайшими исключениями) всегда выходил на поле. В те времена, само собой, не было нынешней «ротации» и «текучки кадров», но все-таки составы как-то менялись постепенно. Но одно было неизменно: вратарь – Ринат Дасаев. И еще Виктор Дорощенко в хоккее, но про Дорощенко будет отдельный рассказ обязательно.

У нас в классе «Б» учился парень по имени Ренат – ух, как я ему завидовал! Завидовал - и в то же время жалел немножко, потому что «наш» был именно «Ренат», через «е», так в свидетельстве о рождении записан (точно знаю, мы с ним однажды ездили на соревнования, я специально глянул: Ренат). Почти что имя кумира – да с одной опечаткой!

Более того, Дасаев был кумир не только у меня. Ибо в нашем дворе и на близлежащих футбольных площадках он был, как сейчас сказали бы – «интернет-мем», имя нарицательное. Если кто-то играл в воротах хорошо – ему обязательно сказали бы с уважением: «Ну ты Дасаев!» Причем сказали бы не только болельщики Спартака, но и других клубов. Ни родные братья Чановы, ни двоюродные братья Пильгуй с Гонтарем и другие – не котировались от слова совсем. Если вратарь – то Дасаев!

Впрочем, если кому-то случалось запустить «пенку» или «бабочку» - то вспоминали опять же Дасаева! Запустишь – посмотрят на тебя, покачают головой, и вроде слова те же, но смысл обратный: «Ну ты и Дасаев...»

Ну что тут скажешь: у великих – и ошибки случаются великие!

Так и прошло детство: «Вратарь – Дасаев», почти в одно слово: ВРАТАРЬДАСАЕВ!

-2

Конечно, уже выйдя из ясельного возраста, я понимал, что ничто не вечно, рано или поздно свитер с первым номером наденет другой человек. Но как-то хотелось надеяться, что произойдет это не сегодня и не завтра.

В 1988 году кумир все-таки покинул Спартак, но тут уж я понимал, что лучшему вратарю Мира пора попробовать свои силы в этом самом мире, а не только на Родине. Тем более, что главная задача, долгожданное золото-1987, была уже решена. Но оставалась же Сборная, и всякий раз замирало сердце, когда опять слышал голос комментатора: «Вратарь – Ринат Дасаев!»

А потом пришел Чемпионат Мира-1990...

Вообще говоря, Стране тогда уже было немножко не до футбола, собственно, и существовать Советскому Союзу оставалось немногим больше года. Да и у меня других забот хватало, все-таки самый разгар выпускных экзаменов, абитура на носу – но все равно: стартовый матч с Румынией ждался с нетерпением. Чемпионат Мира есть Чемпионат, и снова увидеть в деле кумира детства! (а то ведь по телевизору даже в программе «Время» не поленились однажды показать «пенку», которую Ринат Файзрахманович однажды изобразил в воротах «Севильи», дескать, глянь, что творит, хотя в летах...)

Увы, последний матч не принес особой радости поклонникам ни Сборной в целом, ни Голкипера в частности. После удара Лэкэтуша Кумир в одному ему присущем эксклюзивном стиле вдруг решил за мяч, куда тому лететь – а мяч-то влетел ровно туда, где Кумир находился за мгновение до того...

Ну а пенальти, пусть и назначенный за «руку» в метре от штрафной – но по пенальти, как известно, Дасаев никогда не был мастером.

Да, таким я увидел Дасаева на поле в последний раз...

Но что это меняет? Ничего! Навсегда на веки вечные: если вратарь – то Ринат Дасаев!

9 июня 1990 года. СССР - Румыния 0:2. И последний матч Дасаева за Сборную