А если точнее, то повести Белкина.
"Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется", - писал Александр Сергеевич Петру Александровичу Плетневу.
Как-то не совпадает это "ржет и бьется" с фразами из школьных сочинений: "О «Повестях Белкина» можно сказать, как и обо всей пушкинской поэзии в целом, что они пробуждали в народе «чувства добрые» и содействовали этим общественному прогрессу", или "богатство содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы". Казалось бы, над чем тут ржать?
Доктор филологических наук Валентин Вадимович Головин приводит аж четыре причины для смеха.
Пародирование Шекспира и Вальтера Скотта
Баратынский ржал, потому что видел у Пушкина ненавязчивое пародирование. Например, в случае с "Барышней-крестьянкой" исследователи говорят о сюжетах "Ламмермурской невесты" Вальтера Скотта и "Ромео и Джульетты" Уильяма Шекспира. Можно даже дословно сравнивать тексты и находить сходства. В "Гробовщике" просвещенный Белкин и вовсе пишет:
"Просвещенный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение. Из уважения к истине мы не можем следовать их примеру и принуждены признаться, что нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу".
Именно остроумное вплетение Пушкиным известных сюжетов в свои повести и провоцировало как минимум улыбку.
Календарная несогласованность
В.В. Головин подробно описывает разные календарные несостыковки в тексте "Барышни-крестьянки", в результате которых действие в повести происходит то весной, то летом, то осенью. Так, Алексей по сюжету отправляется на охоту, что означает, что Петров день уже прошел. Однако в пять утра солнце еще не взошло, а это свидетельствует о более раннем календарном времени. Наконец, Лиза, идущая по грибы, совершенно сбивает с толку. При этом все действие в повести происходит за один день.
Обилие символов сентиментализма
Статья В.В. Головина посвящена "Барышне-крестьянке", и в этом тексте исследователь обнаруживает высокую концентрацию символов и образов сентиментализма. В повести упоминаются пастух, ферма, появляется описание зари в духе сентиментальных повестей: "Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела".
Исследователь замечает подобным образом и прочие детали.
Искушенный читатель мог смеяться от проделки Пушкина, сотворившего провинциального автора-эпигона, который мало того что бездумно перечислял сентиментальные символы, но и умудрился ходячую сентиментальную характеристику водопада применить к роще.
Образ влюбленного охотника
Нужно сказать пару слов об охотничьей поэзии. В ней преобладали три основных мотива: страсть, наслаждение природой и встреча с девушкой. Подробнее о них можете прочитать у В.В. Головина. Факт обращения Пушкина к этой традиции также могло вызвать смех, поскольку привносило в повесть эротические коннотации.
Поэтому повести Белкина очень непростые произведения. Здесь сосредоточено множество реминисценций, здесь улавливается тонкая пародия. И настолько остроумно это сочетается в тексте, что Баратынский ржал и бился.
Источники
Головин В.В. "Барышня-крестьянка": почему Баратынский "ржал и бился"
Пушкин А.С. Барышня-крестьянка