Кастрюлек на ножках не будет!
Несколько лет назад до описываемых событий Токио настолько сильно тряхануло, что город лежал в руинах. Однако с помощью корпорации "Геном" и поставляемых ими роботов — не роботов, киборгах — не киборгов... В общем, каких-то условно человекообразных биокибернетических устройств под названием "бумеры" — восстановление прошло очень быстро. А бумеры плотно вошли в жизнь человека в качестве специализированной прислуги за всё. Единственная беда: время от времени бумеры сходят с ума. Немногие, судя по официальной статистике, но случается. Для борьбы с которыми создана отдельная от обычной полиции AD Police. Но и она почему-то не очень справляется. И в Токио ещё действует мистический отряд Knights-Sabers (или Knights-Cyberus), которым это вполне удаётся. Но за деньги. Наш рассказ — про четырёх очаровательных девушек, которые этот отряд и составляют.
В очередной раз пользуюсь наводкой baka_utena. И скачала его вполне из-за формального описания, ну экшен, фантастика, девушка на мотоцикле, женская дружба туда же. Но без её рекомендации всё же качать не стала бы: она сказала, что кое-что в сериале мне будет весьма созвучно. Не промахнулась в целом, но промахнулась в частности. Но обо всём по порядку.
Итак, технически оба сериала нарисованы во вполне соответствующей своему времени стилистике. Что, конечно, в случае первого несколько мешало просмотру: для меня это немного черезчур архаично. Музыка (а она там важна, поскольку фактически главная героиня Прис — в "официальной" жизни — популярная певица). Так вот, музыка в первом мне показалась даже слишком никакой. Зато во втором — очень даже понравилась.
Кстати, о музыке. Каждая серия имеет название. И это название либо полностью совпадает, либо напоминает музыкальные хиты. Как Light my frie! Или Atom Heart Mother. Это было забавно, каждый раз проверять: знаю ли я такой? Часто не знала, но всё равно.
Тем не менее, и первый сериал я смотрела с интересом. Но наполовину — интересом ехидным. И именно поэтому я дала такой эпиграф. Дело в том, что есть такое очень популярное мнение, мол фантасты предсказали то, предсказали сё... На самом же деле — большинство предсказаний не сбылось. А многие вещи, ставшие нормой, а то и сильно определяющие жизнь в будущем (для момента написания) — оказались не предсказанными. Вот и здесь я сидела и скептически считала: 2038 год (время действия первого сериала). Девушки держат связь по телефонам из будок, и в этом есть несколько сюжетно-важных моментов. Мобилки не придуманы. (В 2040 — у всех мобилки, но... раскладушки с минимумом функций). В 2038 году девушки ходят на аэробику... И с этим тоже связан пласт сюжета. Впрочем, этот пласт как раз сыграет и сейчас, заменив аэробику на фитнесс-центр. Или любое другое место, куда девушки пойдут чтобы среди себеподобных позаниматься своей фигурой. Ну и так далее. В общем, Токио 2038 или 2040 годов никак не отличаются от Токио времён съёмок сериала. Затасканные идеи вроде бунта машин мы в расчёт брать не будем. Потому я и говорю: "кастрюлек на ножках не будет". Будет что-то совсем другое, не предсказанное.
Кстати, о предсказаниях. Здесь есть ещё один сюжетообразующий момент, который мне не нравится. И это даже не "хардсьюты" наших героинь, а то, что они побеждают бумеров практически в рукопашной. Ну не люблю я это "Katanas are just better!" Но это полбеды. Всё время идёт противопоставление их и деятелей из AD Police (как же я смеялась над собой, для меня же это явно "AD должно расшифровываться как Abu-Dhabi"). Каковые просто тупо засыпают бумеров очередями совершенно не вредящих им пуль. Помимо всего прочего: если "Геном" разрабатывает бумеров на все случаи жизни, в том числе и военных — то в частях, предназначенных для борьбы с ними должно быть и хотя бы относительно мощное оружие против них. Пусть в запечатанных оружейках. Ведь разрабатывая танки — одновременно всегда разрабатывают и методы борьбы с ними. А тут какое-то с шашкой против оного танка. В общем, сюжет, как полиция ничего не может, а рыцари с превозмоганием — но побеждают каждый раз всё более крутого противника как-то не радовал.
Нет, конечно, ясно, что всё не так просто. И в "Геноме" неизбежно есть заговоры нескольких фракций. Да и "наёмничество" Рыцарей тоже в определённой степени "ширма", а на самом деле за их организацией, по крайней мере — за её возникновением, стоят тоже далеко не только интересы "заработать много денег". Это видно даже в ОАВ. Но всё же она в сюжетном смысле очень примитивна, а все тонкости остаются за экраном.
Сериал в этом смысле намного лучше. Там сюжет куда лучше детализирован, и собственно воспринимается как сюжет, а не редкие вспышки, ощущающие некоторые последствия вещей, оставшихся за кадром. Впрочем, если бы не вышеназванное однообразие и логические дыры — даже ОАВ имеет множество деталей, ради которых их стоит смотреть.
И в первую очередь — это детали визуальные. Всё придумано ну очень здорово. Да хоть те же мотоциклы (на которых ездит по сюжету не только Прис). Очень, очень красиво и футуристично ровно в том стиле, который мне по душе. Очень забавно, что "хардсьюты" девушек — все имеют обувку на каблуках. У кого повыше, у кого пониже, у кого пошпилистей, у кого скорее платформа... В общем, забавная и милая деталька. Да, конечно, девочковая часть выполнена несколько не так, как хотелось бы: как они одеваются, особенно в ОАВ мне не шибко нравится. И не потому, что я не большая поклонница стиля 80-90х годов прошлого века, а вообще в целом. Но, не могу не отметить, они хотя бы носят разную одежду, иной раз по несколько раз за серию.
Ну, и коль скоро мы заговорили о девушках — надо сказать и о них. Тем более, что всё-таки они главные героини. Причём главные не только как красиво-победители бумеров, а именно как герои, за которыми хочется следить и в другие моменты их жизни.
С ними всё очень, очень здорово. Они все четыре — совершенно замечательные. Причём не только с разными характерами, но и с разными силами и слабостями. И всё они очень понятны. Честно говоря, мне засело в памяти, что Утена сказала, мол, одна из героинь ей напоминает меня. И мне было страшно интересно, кто же именно?
Ведь у нас есть мощная, с огнём в душе, но на вид равнодушная Присс. Да ещё на мотоцикле. Впрочем, настолько необдуманных взрывных реакций за мной не водится. Но даже в эти моменты я её как-то понимаю.
Есть умная, даже хитрая и сдержанная Силия. Тоже кандидат хоть куда. Впрочем, я не настолько богата. А то, что сделали с ней в сериале мне вообще было крупным разочарованием. Там тоже очень интересно, но в общем её сделали куда слабее. Всё равно хороша!
Есть типичный вроде бы шутовской персонаж Нене (Романова, sic!). Неуклюжая, дурацкая по жизни... Но и я бываю дурацкой по жизни. И к русским отношение имею. Да и в компьютерах разбираюсь получше среднего. Так что фанатка компьютеров Нене — тоже достойная кандидатура.
В общем, я долгое время "крутилась" между всеми четырьмя девушками, пока не осознала, что изначально привлекшая меня лишь визуально четвёртая — и есть "то самое". О чём никто вообще не догадывался. Это Лина. С которой я начала вздыхать с разницей в полсекунды, говорить и делать... Ну, вот такое "полное погружение" у меня наступило всё-таки на третьей серии сериала, но близко к тому стало очень быстро.
Лина — персонаж очень слабо раскрытый в ОАВ, и получше — в сериале. И персонаж на первый взгляд действительно совершенно ни чем не блещущий. Но что-то меня зацепило. И, надо сказать, я довольно быстро поняла, в чём штука. Лина — это пулемёт. Орудие подчас неуклюжее, и сильно скованное областью применения. Так и она не отличается великими воинскими подвигами, временами даже паникует как-то не очень хорошо. Да и вообще по характеру она самая обычная из всех. С самыми обычными устремлениями, с наиболее обычной историей. Такая простая вроде бы девушка. Но пулемёт — это орудие прикрытия. И Лина всегда идёт в паре с Присс, прикрывая, подстраховывая её (а в сериале её Присс, собственно и выбрала для вхождения в Рыцари и напарницы себе). А в жизни?
А в жизни тоже Лина постоянно всех прикрывает. Чаще всего очень по-простому, прямолинейно. Но, надо отметить — очень женственно. Кто ведёт убитую горем общую подругу воспревать духом? Лина. Куда ведёт — да по магазинам и кафешкам. Кто поддерживает Нене в момент ожидания перед началом задания, которое почти наверняка окажется смертельным для них? Лина. Сидит и устраивает с Нене чисто женскую, немножко даже сплетническую болтовню. Куда, наконец, подаётся Присс, когда теряет дом? Живёт у Лины.
Да и вообще, иногда в ней пробуждается что-то такое, что парой слов настраивает всех на нужную волну. Это ведь она во время финальной драки кричит: "Нам не нужен сверх-управляющий. Пусть я не блещу умом, пусть моя жизнь была довольно дурацкой, но это МОЯ судьба!" Знаете, есть более мирная ассоциация: бас-гитара. Много на ней не сыграешь. Но именно она помогает остальным остаться и в ритме (ну, тут ещё ударные), и в мелодии. И, кстати, в музыкальных сериалах тоже бас-гитаристы постоянно — могут оказаться не самыми умными, не самыми талантливыми. Но теми, кто поддерживает всех. Доброта, не слишком классическая, бросающаяся в глаза, а глубинная, как стержень. И желание помогать — в этом вся Лина. Она просто обалденная.
Ну, а я... Мало того, что вам уже выдала ассоциации по любимому оружию и любимому музыкальному инструменту. Так и правда — всякие подчас глупые девочкизмы учиняю, но как-то не стесняюсь этого. Да и помочь в любое время всегда готова, из-за чего, впрочем, могу выбрать не самую остроумную стратегию и оказаться в дурацкой или неприятной для себя ситуации. Но постараюсь, и скорее всего — помогу. Впрочем, не мне судить, но я как-то себя так воспринимаю. Я не стремлюсь блистать, есть люди и умнее, и упрямее, и красивее и по любому параметру более достойные. Вот я и помогаю, а что? Мне приятно. Пусть даже и с эгоистической точки зрения — порадоваться тому, какая я... да можно сказать и добрая. Формы моё добро может принимать очень разные и не всегда добрые для всех. Но оно есть всегда.
Собственно, вот официальное описание персонажа. Как, многое совпадает (кое-что, конечно, очень частично, но вот так, чтобы совсем-совсем не про меня - я даже и не нашла)? "Farm girl Linna Yamazaki traveled to Megatokyo to become a Knight Saber and to get away from her overbearing family. An office lady for the Hugh-Geit Corporation, she is constantly harassed by her bosses but continues to be a positive, friendly, and outgoing person who dreams of helping others."
Впрочем, хватит петь дифирамбы Лине и уж тем более — себе. Вернёмся к ещё одному пласту сериала — смысловому. Как я уже говорила, вполне ожидаемо и даже неизбежно у нас тут несколько интересных заговоров. Но в ОАВ они даны пунктиром, в результате чего ни характеры, ни происходящее не показаны так уж чтобы сильно. А вся ОАВ — лишь серия безумно затянутых и не очень интересных драк минимум половину времени. В этом смысле сериал хорош.
Во-первых, заговоры там не только довольно продуманные как сам заговор по себе. Ещё интересно, что и участники решаются на них по разным причинам и часто — это очень непростые дилеммы. А некоторые дилеммы — вообще этические. Это красиво. И разбираясь в хитросплетениях, и в людях их устраивающих — ты и происходящее начинаешь понимать, да и людей тоже. Не всякий раз хоть немного сочувствовать, но хотя бы понимать, какие мухи их кусали.
Во-вторых, за счёт того, что раскрылось и происходящее, и характеры — появилось множество сцен, где у меня появлялись эмоции, отличные от скептического интереса и "ну, хватит, заканчивайте уже!" Не-ет, последние серий десять — я откровенно переживала, иногда всхлипывала (в основном — от радости, что случилось нечто очень красивое), улыбалась... Ну, в общем, получала весь спектр эмоций. А это тоже очень важно. Для меня — так прямо "очень-очень". Ну, вот несколько ситуаций про Лину я изложила, но, поверьте, там есть такое и без её активного участия. И это прекрасно.
И, напоследок, очень хорош финал. Кстати, важный момент: две ОВА — это самые настоящие две последних серии. Да, 24я (последняя, бывшая в эфире) — тоже вполне себе финал. Довольно открытый, но вполне понятный из сути сериала: конечно же Рыцари в конце-концов победят. Но вот как? И тут лучше посмотреть. Потому что совершенно не так, как нам (да и им самим) представлялось. А победа обозначилась и ещё одной очень важной и красивой мыслью:
"Мы все живём, рождаемся и умираем. А поэтому - надо учиться жить вместе." Ведь это верно не только для фантастического сюжета. Это верно для всех. И учиться должны все задействованные стороны. Хотя бы уважению. Эдакая... ассимиляция.
В общем, посмотреть и то, и другое — вполне хорошее дело. Оно того стоит.