Найти тему
595 подписчиков

Как козье молоко разоряет фермеров

Ферма Дмитрия Крылова «ДАК» может по праву считаться достопримечательностью Минского района.

Ферма Дмитрия Крылова «ДАК» может по праву считаться достопримечательностью Минского района. Репортеры проекта «Слово делу» далеко не первые журналисты, посетившие одно из первых хозяйств в Беларуси, которое начало разводить коз, продавать, а затем перерабатывать козье молоко. Но именно сейчас ферма Крылова переживает новый этап – масштабное расширение, от которого во многом зависит судьба уникальных фермерских продуктов.

Дмитрий Крылов не отказывается от встречи даже в выходной день. Говорит, что мало производить качественный продукт, нужно о нем еще уметь рассказывать. Для рядового потребителя коровье молоко ближе и понятнее. Продажи продуктов с фермы Крылова вязнут в мифах и предрассудках. Все дело в козьем молоке, которое белорусы помнят по-разному. Кому-то оно запомнилось специфическим запахом, кто-то считает его не очень полезным.

Даже на государственном уровне заготовка козьего молока – не в приоритете. В свое время Крылов столкнулся с тем, что сдать козье молоко на переработку было проблемой. Именно поэтому фермер наладил собственное производство – делает сыры, творог, йогурт. До магазинов из этого доходят пока только сыры и молоко. Но это лишь вопрос сертификации и получения разрешений.

Крылов рассказывает, что пока фермерский бизнес в Беларуси сталкивается с серьезными законодательными трудностями. Правила и законы написаны для крупных хозяйств. Но небольшим производствам нужно их исполнять, отсюда большой документооборот, отчетность, строгие правила, которые, в итоге, выливаются в необходимость выпускать крупные партии продукта. Делать мало – не выгодно. Делать много – сложно продавать.

О козьем молоке торговля знает мало. Все, что раньше было на полках – небольшие партии Беллакта. Сейчас в супермаркетах встречаются красивые бутылки с фермерского хозяйства Крылова. Но козьего молока – капля в море коровьего.

Даже крупные торговые сети берут символическое количество молока и сыра. Говорят, мол нет спроса. А все потому, считает Крылов, что люди не знают о пользе такого молока.

Агитировать покупателей у работников «ДАК» времени нет. Нужно работать – кормить 800 коз, доить, перерабатывать молоко, строить новую ферму. Уже сейчас стадо не помещается под крышей фермы. Часть коз встречает весну в открытом загоне. Но к лету ситуация изменится. Крылов намерен вложить деньги в расширение фермы и повышение ее рентабельности.

Пока бизнес на молоке назвать прибыльным сложно. Ферма зарабатывает около тысячи рублей в день. Для коллектива в 15 человек – это небольшие деньги. Дмитрий Крылов считает, что на ферме можно было бы управиться меньшими силами. Мол, в Европе на ферме работают единицы, а прибыль значительно больше

Про Европу Крылов говорит с завистью. Мол, у них есть много, чего нет у нас. Даже специальное оборудование фермеру приходится мастерить самому, благо инженерное образование позволяет.