Ода Крог – одна из ключевых фигур Богемы Христиании, а Богема Христиании – ключевое явление в жизни молодого Эдварда Мунка.
Богема Христиании
В городе, одно название которого навевает священный трепет (с 1925 года известном как Осло), за 20 лет до наступления XX века собралась группа молодых поэтов, художников, писателей и прочих, жаждущих свободы. Их 9 заповедей повелевали ни о чём не жалеть, писать собственную жизнь (то есть исключительно в ней черпать темы для творчества), обрубить корни, презирать крестьян и самостоятельно лишить себя жизни (например, спившись).
Консервативные нормы, закрепощающие человека, здесь были не в чести, поэтому брачные союзы проверялись на прочность многочисленными любовными треугольниками. Эдвард Мунк – Дагни Юль – Станислав Пшибышевский. Яппе Нильсен – Ода Крог – Кристиан Крог. Ханс Йегер – Ода Крог – Кристиан Крог.
Кто такая Ода Крог?
Отилия Паулина Кристина Лассон по прозвищу Ода – дочь адвоката и дворянки, а по маменьке ещё и внучка русской княгини. Её бабушка Анастасия Салтыкова принадлежала к боярскому сословию и служила при дворе её величества, а внучке сего славного рода суждено было стать королевой норвежской богемы.
У Оды было два брата и семь сестёр. Её брат Пер стал композитором, он был старше Оды на год и скончался двадцати пяти лет от роду. А вот сестра Каролина по прозвищу Боккен (младше Оды на 11 лет) дожила до 99 лет, стала певицей и основала кабаре Chat Noir, которое действует до сих пор.
Другая сестра – Александра – вышла замуж за Фрица Таулова, крупнейшего норвежского импрессиониста – и члена Богемы Христиании.
Брак Оды с предпринимателем Йоргеном Энгельхардтом принёс двоих детей, но семейного счастья не принёс и вскоре распался. Закончилась жизнь матери семейства, началась жизнь эмансипированной женщины и молодой художницы.
Династия художников
Ода брала уроки живописи у Эрика Вереншёлля, а затем у Кристиана Крога. Нетрудно догадаться, что Кристиан – один из крупнейших норвежских реалистов – не только помог Оде стать художницей, но ещё и сделал её своей женой. В 25 лет Ода родила Кристиану дочь Нану, в 29 – сына Пера. И Нана, и Пер стали художниками. И дети Пера тоже стали художниками.
Пер какое-то время преподавал танго и танцевал в кабаре Chat Noir, которое основала его тётушка Боккен, какое-то время учился у Анри Матисса, иллюстрировал книги, писал портреты и украшал фресками всякие важные места, например, зал Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке.
Королева Богемы
Роль скромной матери семейства была не для Оды Крог. Она была неплохой художницей, но её сексуальность и красота затмили и её искусство.
В 1893 году лидер Богемы Христиании философ-анархист Ханс Йегер в написал книгу "Больная любовь", где подробно описал любовный треугольник, который сложился между ним, Одой и её супругом. Книгу тут же запретили во всей Скандинавии.
По замыслу Йегера Ода и Кристиан должны были тоже написать по книге, чтобы читатель получил полное, многогранное представление о том, что такое свободная любовь (которую проповедовал и практиковал Йегер). Кристиан эти творческие планы, разумеется, не поддержал. Ода начала писать свою версию, но передумала: черновик нашли уже после её смерти.
В 1978 году свет услышал сюиту Кётиля Бьёрнстада "Leve Patagonia", посвящённую Богеме Христиании. Самой популярной стала песня "Летняя ночь у фьорда" о романе Оды и Ханса. (Послушайте, включив видео выше.)
Пикантная подробность: роман Оды и Ханса случился летом-осенью 1888, в октябре Ода вышла замуж за Кристиана, а в июне 1889 Ода родила сына Пера, будущего художника.
В 1891 году случился новый богемный треугольник — на этот раз третьим-не-лишним стал Яппе Нильсен, писатель и искусствовед, участник Богемы Христиании и близкий друг Эдварда Мунка.
Яппе был на 10 лет младше Оды — ей 31, ему 21. (Благоверному Оды — все 39.) В своём романе "Немезида" Яппе в красках описал страдания молодого писателя, состоящего в связи с замужней женщиной, которая ещё и на 10 лет старше него. Совпадение? Не думаю.
Если отношения Оды Крог с Хансом Йегером не оставили видимого следа в творчестве Мунка, то мимо треугольника, в который был втянут его близкий друг Яппе, Мунк пройти не мог. Он посвятил страданиям юного
В̶е̶р̶т̶е̶р̶а̶ Яппе серию картин с общим названием "Меланхолия", где на разный манер изображал одно и то же: на переднем плане погружённый в меланхолию лирический герой, на дальнем плане по пирсу шагает к лодочке его возлюбленная с мужем (иногда ещё и с лодочником).
Впервые "Меланхолия" увидела свет в 1891 году, на Осенней выставке в Христиании. Критики в то время ещё не распробовали Мунка и в своё удовольствие сравнивали фигуру Яппе с копчёной колбасой, обвиняя художника в том, что он выставляет "незаконченные полотна, масло и пастель смешаны и размазаны по холсту, огромные участки которого остаются незаполненными".
Подобная критика была в то время привычной для Мунка, но речь сейчас не об этом, а о высоких отношениях, царивших в среде Богемы Христиании. Кристиан Крог прекрасно знал, кто изображён на картине, и понимал, что симпатии художника на стороне страдающего Яппе, — и всё же он встал на защиту разгромленного Эдварда, оставив хвалебный отзыв о "Меланхолии". Крог был крупной фигурой в художественном мире Норвегии, с ним считались. Он заявил, что Мунк — "первый норвежский символист" и художник, "достойный славы композитора". (И вообще, где вы такую колбасу видели?)
P.S. После богемы
Богема Христиании распалась — отчасти потому, что претворить в жизнь принципы свободной любви оказалось не так-то просто. Ода какое-то время жила в Париже, снимала мастерскую на Монпарнасе, вела знакомство с Матиссом, выставлялась в Салоне...
Но потом всё же вернулась в Христианию и воссоединилась с мужем, коего пережила на 10 лет. Они похоронены вместе. В смысле, не все герои-любовники, а только супруги Ода и Кристиан, чей брак дважды прошёл богемную проверку на прочность.
Слушайте мою лекцию об отношениях Мунка с женщинами на Litres и читайте о нём в моей книге "Быть Гением"!