Гараж Госплана на Авиамоторной улице, 63, стр. 1 был спроектирован архитектором Константином Мельниковым в стилистике советского авангарда. За свой необычный вид получил в народе неформальные названия «Гараж-фара», «Гараж-подкова» и просто «Гараж Мельникова».
Комплекс был сдан в эксплуатацию в 1936-м году.
История гаража и его архитектура
Гараж Госплана СССР стал крайним реализованным проектом архитектора. Правда, в данном случае Мельников трудился лишь над архитектурным обликом главного фасада, а вся техническая документация, как и в случае с гаражом Интуриста на Сущёвском Валу, создавалась в проектной мастерской №7 под руководством Валерия Ивановича Курочкина.
Уместно будет отметить, что Константин Степанович Мельников самостоятельно разработал проекты еще двух гаражей в Москве, которые в настоящее время входят в список столичных памятников архитектуры – Бахметьевский автобусный парк и гараж на Новорязанской.
Комплекс зданий на Авиамоторной спроектирован в советском авангардистском стиле с использованием трех конструктивистских форм: круга, прямоугольника и треугольника.
Главный фасад одноэтажного строения украшает круглый оконный проемом с тяжелым обрамление по кругу и делением вертикальными осями. С правой стороны от него, изначально, стояла высоченная заводская труба, вокруг которой, композиционно, и «собирался» весь комплекс зданий гаража Госплана.
Фасадная уличная плоскость соседнего четырехэтажного здания, в котором размещались административные отделы и авторемонтные мастерские, оформлена с помощью вертикальных канелюр (вертикальных желобов). Оконные проемы со стороны дворовой территории, прямоугольные по форме, выполнены с наклоном, тем самым повторяя линии лестничных маршей во внутреннем пространстве.
Начиная с 1955-го года и вплоть до конца XX столетия в гараже размещался 8-й таксомоторный столичный парк, а после его упразднения помещения начали сдавать в аренду коммерческим структурам и авторемонтным мастерским.
В 1990-м гараж Госплана был внесен в список «объектов московского культурного наследия». Событие приурочили к вековому юбилею архитектора Мельникова. В 1997-м Мосгордума вновь подтвердила исторический статус объекта, но разрешила его приватизацию.
В 2013-м Российская академия художеств вышла с предложением к властям города о создании здесь филиала Музея архитектуры, но вопрос так и не был решен.
В 2014-м на территории комплекса случился пожар. Наибольший ущерб был нанесен внутреннему пространству, но фасады особо не пострадали.
В октябре прошлого – 2018 года – началась реставрация гаража Госплана Константина Мельникова на Авиамоторной.
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ