Найти тему
Фотошкола Друзья

Режиссура в фотографии

Вы можете сразу спросить:

Какое отношение имеет моё умение контролировать ситуацию в процессе съёмки к итоговому результату?

Зачем этому обучаться обычному фотолюбителю, который фотографирует пока только своих друзей и не дошёл ещё до платных фотосессий и крутых творческих проектов?

Мы не будем отвечать на этот вопрос, позволив вам самостоятельно определить уровень важности этого шага, просто изложив частичку жизненного опыта.

Немного теории…

Режиссёр – это руководитель какой бы то ни было постановки, будь то кино, телевидение, театральная сцена или постановка студийной фотографии.

В кино, помимо режиссёра, есть сценаристы, операторы, звукачи, гримёры, декораторы и, в конце концов, актёры, каждый из которых является профессионалом в своей области.

Режиссёр стоит над всем процессом, видит общую картину и «дёргает» за нужные «ниточки», чтобы в итоге получилась не «рыхлая каша», а интересное, увлекательное и при необходимости эффектное кино! Если убрать режиссёра из этой цепочки, то каждый её участник, даже несмотря на профессионализм в своей сфере, будет делать так, как считает нужным, и никакого кино не получится вообще.

А теперь вернёмся к фотографии.

Создавая студийный образ, фотограф как раз и является режиссёром своей постановки, в которой ему нужно отразить задуманную идею.

И тут необходимо выделить два подхода:

➤Фотограф может работать один на один с моделью.

➤Фотограф может работать в команде с ассистентом, визажистом, дизайнером одежды, парикмахером и другими участниками постановки, которые работают над созданием конечного образа.

Подкатегории студийного портрета требуют разных подходов, например, fashion и beauty могут быть реализованы исключительно в командной работе, а психологический портрет лучше фотографировать один на один.

Разберём самый сложный пример – когда у вас нет никакой команды, и вы работаете с непрофессиональными моделями (своими подругами, друзьями).

Тут ваши режиссёрские способности потребуется раскрыть на 200 %, ибо вы – единственный человек на площадке, кто знает, что делает.

Вы – единственный профи, вам и все карты в руки!

Для начала неплохо было бы понять, что вы вообще контролируете на этапе подготовки и непосредственно в процессе съёмки?

У вас в голове должен сложиться некий определённый образ и вы, с помощью подбора фона в нужном цвете, выбора одежды, аксессуаров вместе с портретируемым, выставлением света и композицией воплощаете этот образ в реальность!

Это физическая часть процесса режиссуры и с ней всё более или менее понятно.

Однако есть куда более важная часть процесса постановки, именуемая «психологической», с которой у 95 % фотолюбителей обычно полная засада.

Почему эта составляющая так важна?

Потому что именно оттого, насколько вы способны эмоционально раскрыть модель, зависит, насколько живой и чувственной получится ваша фотография. Если человек перед камерой будет зажат и скован – все остальное вообще не имеет смысла.

Особенно при съёмке неподготовленных людей исключительно от фотографа зависит, будет ли модель стоять в неестественной позе «дерева» или в кадре будет присутствовать динамика, лёгкость, энергия.

Большинство современных скоропалительных фотокурсов грешат тем, что обучают чисто технической стороне фотографии, как бы нечаянно игнорируя самую важную – психологическую сторону.

Ежели задаться вопросом специально и поднять архивы Google, то на различных сайтах можно найти всяческие «умные» советы, вроде:

«Фотографу нужно быть психологом»;

«Нужно уметь общаться»;

«Нужно уметь установить контакт» и т.д.

Из практических же советов можно найти лишь что-то вроде:

«Нужно шутить, можно включить музыку во время съёмки, можно выпить вина».

Это, конечно, здорово, если вы хотите просто весело провести время, но абсолютно не поможет вам стать мастером портретной фотографии.

Фотографу не нужно быть никаким психологом – на то он и фотограф. И никакие советы вроде «уметь общаться и остроумно шутить» совершенно не помогут человеку, который не умеет этого делать, а точнее умеет, просто в определённых комфортных для него самого жизненных ситуациях.

В итоге все эти «дырявые» советы не имеют никакого практического толка, потому что направлены вовне, в то время как способность устанавливать хороший контакт в общении лежит внутри самого человека.

Необходимо смотреть внутрь себя, а не наружу!

Например:

Если вы роетесь в телефоне или настройках фотокамеры во время того, когда модель пытается с вами о чём-то поговорить – у вас проблемы.

Если вы пытаетесь переложить на модель часть ответственности за хорошие снимки – у вас проблемы.

Если вы приходите на съёмку усталым и не выспавшимся – у вас проблемы.

Если решительно и настойчиво в директивной форме с важным лицом пытаетесь раскрепостить модель – у вас серьёзные проблемы.

Если вы покрываетесь прыщами от одной мысли свободно заговорить с незнакомым человеком – у вас очень серьёзные проблемы, которые нужно и можно решить.

Уже сейчас вы можете поменять свой подход к делу, начав психологически работать не с моделями, а с самим собой.

В этом ключ, который может без особых усилий открыть в вас способность создавать комфорт в общении и стать одним из тех счастливчиков, к которым выстраиваются очереди из желающих фотографироваться!

Еще больше о постановочном фото и не только — читайте на нашем канале.
Мы регулярно пополняем нашу копилку простыми и понятными советами по фотографии.

Мы используем материалы с нашего сайта.