Ян Чжу философ - атеист, философ - материалист, жил в V - IV вв. до н.э. в китайском царстве Вэй. Можно сказать, что он был основоположником раннего учения даосизма. Об этом мудреце мало что известно, лишь обрывочные сведения о нем имеются в произведениях древних философов IV - III вв. до н.э. Чжуан - Цзы и Мэн - цзы. Последний, конфуцианец Мэн - цзы яростно обвинял Ян Чжу в эгоизме и чуть не объявил изменником, говоря, что принцип философа “для себя” означает чуть ли не отрицание государя.
Ян Чжу считал, что мир находится в постоянном изменении.В своем учении философ акцентировал внимания на чувственной стороне восприятия. Ян Чжу утверждал, что человек является частью материального мира и состоит из пяти первоэлементов материального ци и отличается от остальных живых существ лишь наличием разума.
Ян Чжу говорил:
“Человек подобен небу и земле и соединяет в себе природу пяти постоянств. Человек наиболее разумен из всех живых существ...”
Философ категорически отрицал жизнь после смерти и бессмертие души. Он учил, что смерть является естественно - необходимым процессом.
“В жизни все вещи друг от друга отличаются, а в смерти все одинаковы. При жизни отличаются друг от друга умные и глупые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы тем, что все смердят и разлагаются, гниют и исчезают… Следует наслаждаться при жизни, к чему хлопотать о том, что будет после смерти!“
Также Ян Чжу был против культа предков, который проповедовали конфуцианцы. Он призывал не погребать мертвецов со всеми почестями, поскольку считал, что к смерти нужно относиться с философским безразличием, как к естественному процессу и стремиться к радостям жизни.
Древний мудрец призывал к полному и всестороннему развитию духовной и физической стороны человека, а также разумного удовлетворения его потребностей и желаний. Ян Чжу выступал против конфуцианской морали, навязанных норм поведения, которые ограничивали естественное развитие человека. Философ много размышлял о свободе личности, наслаждении жизнью. Его принцип был “все для себя”.