Адвокат Сергей Локтев с матерью и вдовой пытается доказать, что это убийство
В Воронеже завершается расследование уголовного дела в отношении четверых оперуполномоченных отдела уголовного розыска ОП № 5. Они обвиняются в превышении должностных полномочий с применением насилия и специальных средств (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Двоим из них также инкриминируются еще один эпизод превышения должностных полномочий с применением насилия и незаконное проникновение в жилище (ст. 139 УК РФ).
Однако дело, с точки зрения защиты, гораздо страшнее и запутаннее.
6 мая 2018 года в Воронеже ограбили киоск. Расследование поручили операм из ОП № 5. Ребята решили взяться за дело по горячим следам. Подняли по базе всех бывших сидельцев, кто не так давно освободился. Один, Виктор Шилов, по всей видимости, подходил под описание со слов свидетелей.
7 мая опера, не долго думая, поехали по адресу места регистрации 38-летнего Шилова в село Богданово.
Как рассказывает старшая дочь Шилова, она заметила мужчину, который пытался открыть калитку. Девушка спросила, мол, вы что-то ищете?
— Друга ищу, Виктора. Не знаете, где он? – спросил молодой человек.
— Да он в душе, моется, позвать его? – уточнил ребенок.
— Да, позови. У меня до него разговор есть.
Дочь сходила в дом, вызвала отца. Шилов в чем был дома, – в трусах и шлепках, с полотенцем на плече, – в том и вышел. Мужик за калиткой начал говорить, мол, к тебе приятели приехали, с кем раньше срок отбывал – пойдем, вон за углом ждут. Шилов и пошел. Больше дома его никто не видел.
Шилов действительно был осужден и несколько лет назад освободился из мест лишения свободы по УДО (а это означает, что вел себя за колючей проволокой положительно). Судили его за разбой. Но, вернувшись из колонии, обратно он не собирался. Его дождалась жена. На иждивении двое несовершеннолетних детей. Частый гость в доме – скромная интеллигентная мама. Связей с криминальным миром не поддерживал, работал. То, что он не участвовал в грабеже киоска с пирожками в Воронеже, ясно сейчас всем. Неясно, зачем его забрали оперативники без всяких на то оснований. Мать Шилова писала запрос в УМВД и прокуратуру, на что получила ответ: «Сотрудники ОП № 5 не получали поручений по задержанию Виктора Шилова». То есть идея забрать его из дома и выбить показания была полной самодеятельностью.
— Была разослана пачка запросов в поликлиники, морги, другие учреждения Белгородской, Липецкой и других соседних областей, – рассказывает адвокат семьи Шиловых Сергей Локтев. – Он не числится нигде. Все потерявшиеся заносятся в единую базу Следственного комитета. И по этой базе он не проходит ни как погибший, ни как живой. Никто не знает, где он сейчас находится.
Версия обвиняемых оперативников такая, что его просто отпустили и он ушел.
— Но люди не уходят в никуда в трусах и майке и без паспорта, – уверен адвокат. – Да никуда он и не собирался – у него абсолютно нормальная семья! Безусловно, все знали, что он судим, но криминального в его жизни ничего не было. Это отмечают и соседи, и родные.
Как предполагают, оперативники забрали Шилова, посадили его в машину и в наручниках привезли в Воронеж.
По дороге склоняли его к даче показаний.
— Каким способом, остается только догадываться, – говорит юрист. – Наверняка незаконным, так как задержание не было оформлено. Даже рапорт руководству о задержании лица, причастного к совершению преступления, не написали. Соответственно, раз он с момента задержания не появлялся, то к нему применялись незаконные методы, не предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом. И Шилов, чтобы избавиться от этого прессинга, дал первый попавшийся адрес – мол, там свидетели или участники разгрома злополучного киоска.
Оперативники приехали по этому адресу. И просто вломились в квартиру, где проживала супружеская пара. Опера представились и попросили предоставить паспорта. Люди в легком недоумении предложили вызвать участкового, предъявить документы и постановление суда на обыск. Оперативники не успокоились. Двое забежали в квартиру и пытались отобрать у женщины сумку, чтобы проверить паспорт.
— Потерпевшая Дорохова вырвала сумку, вызвала службу спасения 112 и попросила прислать наряд полиции на свой домашний адрес, – рассказывает Локтев. – Один из оперативников в этот момент держал ее мужа, второй продолжал вырывать сумку. Но потом, когда поняли, что сейчас коллеги все же приедут, ретировались в неизвестном направлении.
Приехал наряд ППС, составили рапорт. Была проведена проверка. Но в возбуждении уголовного дела было отказано под предлогом, что в квартиру вломились «неизвестные лица», а никак не сотрудники полиции. Да и понятно: супруги с перепугу не запомнили ни имен, ни фамилий, ни номера отдела полиции – в заявлении не смогли указать конкретных данных.
Когда начали расследовать уголовное дело по исчезновению Шилова, установили, что именно в районе этого дома он от них сбежал. Стали пробивать, какие звонки были сделаны на этой территории в отдел полиции – всплыл звонок супругов Дороховых. Тогда следователи СКР по Воронежской области вызвали мужа и жену, опросили их и только тогда возбудили дело по факту незаконного проникновения в жилое помещение.
Что касается Шилова, когда он сбежал, по показаниям засекреченных свидетелей, двое сотрудников полиции догоняли его, поймали, а потом подбежали еще двое.
И далее свидетели рассказывают, что его били: руками, ногами, по голове и спине.
— Свидетели дают достаточно последовательные и четкие показания, – уверяет адвокат Сергей Локтев. – Была даже проверка свидетельских показаний на месте, допросы. Мы считаем, что Шилов от побоев скончался у них на руках, об этом тоже есть показания, но, к сожалению, нет записей с камер видеонаблюдения. Потом, по всей видимости, оперативники погрузили тело на заднее сидение машины, увезли в неизвестном направлении куда-то в лес и закопали.
Оперативно-разыскные мероприятия захоронения результата не дали. Причем один из четверых оперативников давал показания о гибели Шилова, отрицал применение насилия к нему со стороны оперативников, указал примерное место захоронения трупа на схеме, приобщенной к материалам дела. Но потом изменил показания и заверил, что Шилова они не убивали, а тот просто от них сбежал в одном полотенце для душа.
Все теперь уже экс-полицейские находятся под стражей. В ближайшее время материалы поступят в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд. Дело об убийстве Шилова (ст. 105 УК РФ) выделено в отдельное производство. На данный момент уголовное преследование полицейских по ст. 105 УК РФ прекращено «ввиду недостаточности оснований для привлечения их к ответственности».
— В суде будем добиваться реальных сроков хотя бы по 286 статье УК РФ, – комментирует Сергей Локтев. – Все прекрасно понимают, что убийство было, но тело Шилова просто не могут найти. И будем добиваться проведения следственных действий для того, чтобы сделать это.