Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Остров (1980)

ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ XX ВЕКА

Любите ли вы фильмы о пиратах? Конечно. И это – одна из причин появления на свет фильма «Остров» образца 1980 года. Ниже озвучим другие причины, а заодно посмотрим на фильм под непопулярным углом зрения.

Итак, вторая причина – Питер Бенчли, автор романа «Челюсти». Экранизированные «Челюсти» были так популярны, что права на экранизацию следующих книг покупались практически с торгов. Выкупили и права на роман «Остров».

Третья причина – Бермудский треугольник. В конце 1970-х эта тема была на слуху, востребована, фильмы про Треугольник успешно прокатывались. Логично, что создатели фильма «Остров» предположили, что провал при таком сочетании – пираты, Бенчли, Бермудский треугольник – невозможен.

Но они еще подстраховались и на главную роль взяли Майкла Кейна. А он?

-2

А он, ходят слухи, по сей день напрочь отказывается разговаривать о фильме «Остров». Именно за роль, сыгранную здесь, он был номинирован на «Золотую малину» в 1981 году. Правда, сомнительная награда ускользнула от него.

К слову сказать, вторая номинация была в категории «худший режиссер». И вот тут может быть ее вручение было бы оправданным. Поскольку только режиссер мог завалить перспективное в общем кино.

А оно да, провалилось. И в прокате, и в отзывах.

Но может быть не всё так плохо?

-3

Да, не всё. При определенном настрое фильм, что называется, заходит. Нет, это не конченный трэшак. Баланс между хорошим и плохим здесь еще недостаточно нарушен. Смещения не хватает для того, чтобы он стал уже откровенным стёбом. Стёбом, способным оправдать нарочитую небрежность в сценарии или игре актеров.

Задумка сюжета вполне хороша для нормального приключенческого фильма. В Бермудском треугольнике слишком часто стали пропадать суда. В основном это маленькие прогулочные катера с туристами и рыбаками. Журналист Блэйр Мэйнард (Майкл Кейн) берется за расследование и вылетает на место.

В нагрузку с ним летит его 12-летний сын Джастин, навязанный на выходной разведенной женой. При всей своей любви к сыну Мэйнард оказывается папашей так себе и лезет с малолеткой к черту в пасть.

Для зрителя с самого начала загадки нет (и в этом одна из ошибок сценаристов) – на лодки совершаются кровавые нападения. Лодки утилизируются, трупы скармливаются акулам. Это показывают уже в первые минуты. Зря, хоть бы минут двадцать-тридцать интригу подержали.

В общем, всё ясно – действуют пираты. К ним-то в лапы и попадают Мэйнард с сыном.

-4

Основная часть фильма проходит на острове карибских пиратов XX века. История этой шайки несерьезна до трэшовости. Но ее можно было бы проглотить, будь это сборище позлее, что ли. А так – кучка обкуренных хиппи с серьезными психическими заскоками. Почти комедийный набор типов.

«Почти» - оттого, что кровь тут льется не в комедийных масштабах. Суровость тут настоящая, пиратская. Мэйнарды попали в лапы настоящих головорезов. Хотя и идиотски обряженных в дикую мешанину хиппового стиля XX века и пиратской моды века XVII.

Основная интрига тоже могла бы выйти серьезной. Пираты отбирают мальчишку, берут себе на воспитание и потихоньку настраивают его прирезать отца. Отец же стоически переносит все издевательства и строит один за другим планы побега.

-5

Авторы определенно сломались на непонимании границ серьезного и смешного, глупого и страшного. Майкл Кейн фильм определенно тащит, можно сказать, спасает его от окончательного провала. И уже одним этим не заслуживает номинации на «Золотую малину».

Зритель ему может подыграть, расслабиться и не напрягать мозг, не придираться ни по мелочи, ни по крупному. Просто смотреть, немножко жалея, что приключенческий фильм с такой темой в умелых руках мог бы выйти получше.

Зато типажи пиратов яркие, запоминающиеся. Абсурд происходящего не позволяет предугадать следующий шаг сценаристов. А непредсказуемость само по себе хорошо. Ну и опять же – море, крутые парни, противостояние злу сильного харизматичного героя. При определенном настрое пойдет. Ну не на четверочку, так хоть на троечку.

Да и опять же восьмидесятые – свобода нравов, легкость отношения к проблемам, злодеи не злодейские, мельтешащие женские бюсты – чего еще надо?

5 из 10