Найти в Дзене
Дневник чтения

Майя Кучерская "Бог дождя". Про это, про такое.

Если в двух словах, то "Бог дождя" история любви прихожанки церкви к своему духовнику (как в "Википедии"). Но хочется сказать чуть больше. Во-первых, до этой книги мне так нравилось купаться в мужских фантазиях, выплеснутых на бумаге, — Сорокин, Хаксли, Эко, Борхес, Пелевин, а уж после Елизарова вообще не хотелось читать больше никого. Зачем, если нашел для себя настоящего заговорщика слов. Книгу Кучерской мне посоветовали летом. После сдачи вступительного в аспирантуру я почувствовала уныние и поехала на дачу за спокойствием. Узнав о причине моего уединения за городом друг и сказал, прочти. Откладывала-откладывала, а зря! Главная героиня романа — Анна. Молодая филологическая дева, впавшая в уныние и почти утонувшая в бессмыслии жизни едет на дачу (!), чтобы покончить с собой. Но находит в себе Бога, и мир начинает меняться. Не быстро, не с ног на голову, а медленно и последовательно. И вот что забавно. Если многие современные романы, написанные мужчинами, мы любим за повороты, з

Если в двух словах, то "Бог дождя" история любви прихожанки церкви к своему духовнику (как в "Википедии"). Но хочется сказать чуть больше.

Во-первых, до этой книги мне так нравилось купаться в мужских фантазиях, выплеснутых на бумаге, — Сорокин, Хаксли, Эко, Борхес, Пелевин, а уж после Елизарова вообще не хотелось читать больше никого. Зачем, если нашел для себя настоящего заговорщика слов.

Книгу Кучерской мне посоветовали летом. После сдачи вступительного в аспирантуру я почувствовала уныние и поехала на дачу за спокойствием. Узнав о причине моего уединения за городом друг и сказал, прочти. Откладывала-откладывала, а зря!

Главная героиня романа — Анна. Молодая филологическая дева, впавшая в уныние и почти утонувшая в бессмыслии жизни едет на дачу (!), чтобы покончить с собой. Но находит в себе Бога, и мир начинает меняться. Не быстро, не с ног на голову, а медленно и последовательно.

И вот что забавно. Если многие современные романы, написанные мужчинами, мы любим за повороты, за исторический контекст, за вязкий язык метафор (говорю за себя), то Кучерская берет правдивостью журчания внутреннего жизненного ручейка героини. И такой узнаваемостью. А для читателя это радость, знать, не я один такой, значит, каждый проходит через ЭТО.

А что, собственно, это? Для меня это в книге стало узнавание, догадывание, научение сложному и то же время очень простому искусству — искусству любви. К любви к жизни в целом. К ней, которой помогает находить смысл, которая удерживает всех от того, чтобы в один прекрасный день просто не устроить массовое самоубийство.

И это — любовь к человеку, к себе, к миру, — у Кучерской раскрывается глазами молодой девушки, которая из студентки-искательницы превращается в Человека с волей и на собственной дороге. Начинается все с Анечки, которая как маленький котенок заброшен в мир слов, текстов, смыслов, людей, а заканчивается вполне осознанным подходом к тому, что читать, делать, куда направлять волю.

Приведу несколько цитат, которые наиболее синхронизировались с моим взрослением:

Помимо веры в Бога, – писал архимандрит, – существует и вера в человека, вера в его достоинство в его, быть может, еще не раскрывшуюся глубину, о которой и сам он не всегда знает». Верить в человека уже и означает любить его. Для этого надо всего лишь его расслышать – когда он говорит, рассказывает тебе что-то, не думать о своем, не готовиться к ответу, выбирая, на что можно возразить, с чем согласиться, но просто слушать. Слушать, чтобы услышать, вот и все!
Спасение вершится каждый Божий день, каждый день ты можешь созидать его. Оно кроется в очень конкретных вещах - в том, как ты посмотрела на проходящего человека, в том, как ты посмотрела на проходящего человека, в том, что помыла посуду, вынесла ведро, в теплом слове родителям.
Поняла она и то, что любовь — это совсем не обязательно понимание, многого в любимом можно не понимать головой, но это обязательно приятие, когда принимаешь всего человека — разного, в разные его минуты, и всякого прощаешь: больного, раздраженного, уставшего от тебя самой — прощаешь и все. Она обнаружила, что можно любить недостатки.

К цитатам добавлять ничего не стану. Скажу только, что для меня книга Кучерской стала собирательной в плане внутреннего опыта, переживание собственного взросления вместе с героиней. Может, Кучерская и не так искусно создает оторванные от реальности художественные миры, в которые ты погружаешься с головой, не помня себя, но однозначно, ей очень хорошо удалось показать живого человека.

Я нарочно пропустила упоминание исторического контекста, но в тексте есть несколько интересных маркеров времен перестройки и развала СССР. Но здесь мне хотелось сделать акцент только на светлом тексте Кучерской. Приятном, и как любят говорить "душеспасительном". А историю и все остальное увидите сами.