Найти тему
дневник ролевика

Учимся владеть нагайкой: урок первый, самый важный

Оглавление

Техника боя нагайкой существует издавна, хотя и не отличается такой сложностью и изощренностью, как техники многих школ мечевого фехтования. Но базовые принципы движений и нанесения ударов и для нагайки (в первую очередь кубанской), и для меча, и для сабли во многом оказываются схожи…)

Партнерский материал.

В планируемом цикле статей мы расскажем об основных принципах боя нагайкой. А сегодня, как я и обещал неделю назад, будет самое главное - шагистика ))

Сиречь - искусство правильного перемещения.

Основы шагистики

Я неоднократно говорил, что хороший фехтовальщик отличается от плохого в первую очередь умением… ходить. Все боевые искусства такого рода базой имеют поставленную работу ног. Знание сложных ударов и умение крутить хитрые финты подчас значит гораздо меньше, чем умение правильно шагать…)

Шагистика в нагаечном бою практически такая же, что в бою на мечах, саблях или шашках.

Простые шаги

Существует 3 вида простых шагов: приставной, скрестный и толкающий.

В приставном шаге вперед сначала движется передняя нога, а потом к ней “приставляется” задняя. Это немного не так, как мы обычно ходим, поэтому такому шагу надо учиться.

Это основной шаг для контроля дистанции в бою. Он должен быть сравнительно коротким, чтобы вы не “проваливались” и не теряли равновесие. Отступление осуществляется ровно по тому же принципу: задняя нога отступает, ее “догоняет” передняя. Разворота корпуса при этом не происходит.

Скрестный шаг используется для резкого сокращения или наоборот - разрыва дистанции. По сути, это обычный шаг с переносом задней ноги вперед, только длинный, размашистый. Особо стоит отработать скрестный шаг назад - подчас это единственный способ разорвать дистанцию и не получить удара.

Скрестный шаг подразумевает разворот корпуса и смену стойки, например, с левосторонней на правостороннюю, и наоборот.

Толкающий шаг - нечто среднее между приставным и скрестным. Задняя нога подбирается к передней, и только после этого передняя нога резко выбрасывается вперед. Это шаг для выпада. Да, в нагайке он тоже есть, как и в поздних традициях шпаги, хотя боевое действие, разумеется, у него совершенно иное…))

Толкающий шаг
Толкающий шаг

Здесь есть ряд важных нюансов. Во-первых, вес тела должен быть равномерно распределен на обе ноги, ни на переднюю, ни на заднюю не должно быть “перевеса”.

Во-вторых, носок и колено выставленной вперед ноги обязательно “смотрят” в сторону противника. Если у вас стопа выставлена носком не параллельно колену, значит, она вывернута. Это грозит потерей равновесия, особенно при неожиданном маневре противника.

И в-третьих, не следует ставить ноги буквой Г, то есть приставлять слишком близко одну ногу к другой. Особенно при готовности шагнуть “толкающим” шагом. Если противник упредит вас, и вы вынужденно отшагнете назад, то запутаетесь в ногах и упадете.

Между ногами всегда должно быть небольшое расстояние - шириной с клинок шашки…))

Простые уходы

Это более сложная операция, т.к. нагайка очень быстрая, и спастись от удара ею боковым уходом сложно. Но тем не менее возможно - весь вопрос, как обычно, в количестве тренировок…)

Эти уходы называются уходами в диагональ. Смысл в том, чтобы коротким боковым шагом уйти в сторону и развернуть корпус к противнику боком. Это позволяет во многих случаях избежать удара (в крайнем случае, получив его лишь рикошетом) и быстро контратаковать.

Исходная стойка может быть любой. Самая простая - фронтальная. С нее рекомендуется начинать отработку уходов в диагональ.

Уход в диагональ
Уход в диагональ

При уходе, допустим, вперед и вправо правая нога совершает небольшой боковой шаг, при этом стопа ставится уже под углом к противнику. Левая “догоняет” - и вы оказываетесь в той же фронтальной стойке, что и были, только справа от оппонента, и куда ближе к нему ))

В диагональ можно уходить не только вперед, но и назад. Шаг правой ногой назад и в сторону, разворот боком - и вот вы уже от оппонента слева и немного дальше. Очень удобно))

Так же можно совершать уходы из любой боковой стойки (с выдвинутой вперед правой или левой ногой). Разница в том, что, например, из правосторонней стойки уйти в правую диагональ сложнее, чем в левую - передняя нога и так отстоит довольно далеко. Из левосторонней стойки, что логично, сложно уходит в левую диагональ. Но при наличии хорошей практики - вполне возможно…)

Основные боевые позиции

Нагайка не знает боевых стоек, которые можно было бы назвать классическими. Одно из преимуществ этого оружия в том, что удар можно нанести практически как угодно и из любого положения.

Однако начинать тренироваться, заодно осваивая шагистику, рекомендуется с отработкой ударов из какой-либо из двух приведенных ниже простых позиций.

Позиция готовности

Вы находитесь в любой стойке, которая для вас удобна - хоть боковой, хоть фронтальной (хотя лично я рекомендую боковые). Нагайка - в опущенной руке. Другая рука полусогнута перед грудью, в нагаечном бою она выполняет роль щита, защищая грудь и особенно голову.

Все. Этого достаточно. Из этого положения можно наносить практически любые удары в любых комбинациях.

Позиция защиты

В этом случае нагайка в сложенном виде (пальцы держат ее и за рукоять, и за сарвень) находится перед грудью. Как правило, стойка боковая, чтобы сузить профиль бойца, а боевая плеть удерживается со стороны выдвинутой вперед ноги. Проще говоря, если вы правша, то и нагайка у вас будет в правой руке, и вперед выдвинута правая нога.

Позиция защиты
Позиция защиты

Сарвень нагайки в таком хвате придерживается лишь едва-едва, двумя пальцами. При атаке его необходимо быстро отпустить, делая характерное хлещущее движение.

Эта позиция хороша для того, что в клинковом фехтовании именуется “рипост” - быстрая контратака после удара противника.

Но в наше время “позиция защиты” применяется очень редко, т. к. рассчитана главным образом против другого бойца-нагаечника. В целях самообороны, защищаясь, например, от палки, рекомендуется скорее позиция готовности - она позволяет наносить более сильные удары.

-5

Хват нагайки

Для нее применяется полусвободный хват. Рукоять боевой плети удерживается надежно, но не сжимается слишком сильно. Основную роль играют 3 пальца: средний, безымянный, мизинец. Они отвечают за надежность хвата.

Указательный палец может чувствовать себя посвободнее, он не держит, а скорее корректирует движение нагайки при ударе. Большой палец располагается на рукояти сверху. Такой хват позволяет тонко чувствовать свое оружие, при этом не тратя сил на его удержание.

Кстати, что интересно: подобный полусвободный хват используется для удержания тяжелой рапиры - болонского меча. Только там указательный палец “поджимается” к рукояти собственно в момент укола или удара.

И в том, и в другом случае (и с нагайкой, и с рапирой) подача “импульса” на указательный палец осуществляется строго в момент боевого контакта с целью.

О видах ударов кубанской нагайкой - во втором уроке, ровно через неделю. Следите за новостями!))

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika