Знаете, как отмечают Новый год в тюрьме? Мне "посчастливилось" это узнать на собственной шкуре - 31 декабря 2016 я был в белорусской тюрьме в центре Минска, где незаконно удерживался для передачи Азербайджану. Камера у нас была под номером 22, считавшаяся "элитной" из-за наличия раковины и туалета с дверью. Дело в том, что из всей тюрьмы туалеты с дверью имелись лишь в трех камерах, а в других - просто занавеска.
Контингент был интересен: бизнесмены содержавшиеся там с целью "отжатия" у них бизнеса, правозащитники и случайные иностранцы, вроде меня. Старшим, или как это правильнее называть "смотрящим" (термин "пахан" это у бандитов) у нас был генерал ГАИ, попавшийся на взятке в скромные несколько десятков тысяч евро. Он и еще трое старших офицеров милиции держались особнячком от нас, простых смертных.
Но парадокс ситуации заключался в том, что в одной камере оказались те, кто были вынуждены платить за право вести бизнес и те, кто у них эти деньги принимали и передавали выше. По большому счету, все это было одной большой игрой, поскольку несмотря на серьезность обвинений (иным прокуратура требовала до 10 лет отсидки), всем было понятно, что отдав свой бизнес власти - получишь милость от Картофельного диктатора.
Забегая вперед добавлю, что на сегодняшний день, часть из моих сокамерников уже освободились, хотя сроки имели немалые. Другое дело, что пришлось пойти на те, или иные жертвы.
Нас было 24 человека и 23 из нас имели высшее образование. Это я специально подчеркиваю, чтобы вы не думали, что речь идет о каких-то бандитах с большой дороги.
Бизнесмены и генералы милиции регулярно получали передачи от родственников и коллег. Причем, милиционеры по блату получали даже спиртные напитки (что запрещено) и флешки с фильмами. Я уж не говорю о том, что они за взятки руководству тюрьмы запросто получали свыше 30 положенных килограммов передач в месяц.
Понятно, что блатная камера подразумевала наличие также телевизора, собственно, флешки с фильмами именно для него. Мы, обычные иностранцы (помимо меня, там были: колумбиец, бенинец, японец и двое россиян) не имели возможности получать от родных передачи, поскольку банально не имели в Беларуси родственников. В моем случае, впрочем, передачи изредка были, но родным приходилось мотаться в Минск из Могилева.
Белорусские бизнесмены охотно с нами, иностранцами, делились своими продуктами. А милиционеры - ни разу. По тюремным правилам, принято полученными передачами делиться с другими. Но слуги народа продукты убирали подальше и не считали нужным блюсти тюремные нормы, полагая, что в худшем случае попадут на зону с другими милиционерами и им эти фокусы не припомнят. Я это к тому, что человек, прославившийся своей жадностью уже в СИЗО, на зоне оказывается в очень некомфортных условиях.
Обычно, в 22:00 отбой, выключался свет за исключением блеклой лампочки над входом. Естественно, что телевизор тоже отключался. Но 31 декабря 2016 года все было иначе. Во-первых, заранее было согласовано с заместителем начальника СИЗО, подполковником Цедриком, что нам оставят свет до часу ночи. Не бесплатно, разумеется, барыга-тюремщик хорошо на этом наварился. Также, охрана закрыла глаза на чуток алкоголя, пронесенные в камеру под видом подсолнечного масла.
Часа три мы готовились к встрече Нового года. Достали из нычек ложки, чьи ручки были заточены об стену до бритвенного состояния. Стоя спиной к двери (чтобы вертухай не увидел в глазок) нарезали овощи и фрукты. Была красная рыба, домашние отбивные, сладости, даже орехи. Перед обращением Президента Лукашенко к нации встали с поднятыми металлическими кружками. Кто-то сказал "Шоб ты сдох, падла...". Я добавил на иврите "Ше исареф ло это ха'тахат" (Пусть у него горит задница). Часть, включая меня выпили содержимое кружки под этот короткий тост. На тост про скорейшее освобождение у большинства уже не осталось напитка. Добавили едкий чифирь.
Потом речь произнес генерал ГАИ. Он сказал следующее:
- Господа преступники (усмехнулся), этот год был лично для меня самым поганым в жизни, а мне уже 60 лет. Они нашли козла отпущения, хотя всем понятно, что тут вся система прогнила с самого низу до самого верху. Пусть в новом, 2017 году все у нас с вами будет лучше, чем в уходящем 2016.
Потом свое слово сказал сириец, всего за год до посадки ставший белорусским гражданином. Его обвиняли в каком-то мошенничестве, связанном с растаможкой автомобилей на границе с Литвой. Он сказал, что благодарен тюрьме за знакомство с такими чудесными людьми и что он невиновен, а ждущий его через неделю суд должен быть в его пользу.
Потом шутки ради потребовали что-то сказать у японца, ждавшего суд за провоз сувенирного(!) пистолета. Тот сказал, что всех нас приглашает к себе в Токио в 2017. Подняли кружки с чифирем и почти хором сказали "Аминь".
Послесловие
Генерал ГАИ получил 8 лет общего режима, сириец 2 года, японец 4,5 года и вышел досрочно в апреле 2018. Многие бизнесмены откупились от Батьки и уже на свободе, но в массе своей уехали в Европу. Другие сидят.
А еще через день, 2 января 2017, тюремное начальство по какой-то причине решило наказать всю тюрьму целиком. Явно не вполне трезвые после Нового года и весьма агрессивные сотрудники СИЗО с диким ревом и матом выгоняли всех заключенных в общий коридор, ставили нас лицом к стене и в это время обыскивали камеры. Нет, они искали не "заточки" и не остатки спиртного.
Дело в том, что во многих камерах скопилось немало книг. И решили, что книги угрожают противопожарной безопасности, поэтому их следует конфисковать. Что и было сделано. Из нашей камеры суммарно унесли под сотню книг, оставив нас без чтения. А именно это худшее наказания для образованного человека. Позже, правда, генералу ГАИ удалось согласовать возврат части книг. Это стоило денег. Но без этого было не выжить.
P.S. Не стоит падать духом, даже если ты оказался в полной заднице. Выход всегда есть, только за него нужно бороться, или хотя бы не ссучиваться, не прогибаться. Рано или поздно, но "тюремщики" таки поменяются с вами местами.