Ленинград, осень 1945 года.
Дылда – прозвище белобрысой, нескладной, высокой девушки по имени Ия, которая получила контузию на фронте, и теперь работает в госпитале. Война закончилась, и к Дылде в Ленинград приезжает боевая подруга Маша.
Маша, на контрасте с подругой, живая, активная, пробивная. Она считает, что полна сил, но это заблуждение.
Весь фильм зритель наблюдает за странными, нездоровыми дружескими отношениями этих двух девушек. На первый взгляд эта связь кажется лесбийской любовью. Но это только кажется. В хрупком послевоенном мире, где не осталось никого ближе фронтовой подруги, только так и можно выжить - прижавшись всем телом к той, которой всецело доверяешь.
Дылда совсем не знает мужчин и поэтому тянется к Маше. А Маша, наоборот, слишком хорошо изучила противоположный пол, поэтому тоже не отпускает Дылду. Они, как две поломанные шестерёнки одного механизма: вместе больно, а отдельно невозможно.
Маша решает вернуть себе то, что отняла у нее война. Пронзительный взгляд карих глаз девушки мгновенно сканирует людей, понимая, кто перед ней, и как он может помочь восстановить утраченное. А если он не захочет помогать, то Маша его заставит.
Фильм поднимает сложные, неприятные темы, о которых не принято говорить. Например, социальное неравенство и лицемерие высших слоев советского общества по отношению к фронтовикам. Подарить маленькие подарки в холщовых мешочках и сказать искалеченным бойцам "спасибо" – это власть имущие сделают с пафосом. А вот принять в семью в качестве невестки девушку, побывавшую на фронте – боже упаси. Ведь там она, наверняка, спала со всем взводом.
Во время войны высокомерная дама, роль которой исполняет Ксения Кутепова, пользуясь чином мужа, "терпела неудобства" в эвакуации. А такие как Маша и Дылда, оказались на фронте, где пронзались пулями, ранились осколками и подрывались на минах.
Второй важный вопрос фильма поднимает тему отсутствия реабилитации фронтовиков. Поэтому им оставалось только игнорировать душевную боль. И многие из них становились алкоголиками спустя уже десять лет.
И третий вопрос кинофильма - это этическая дилемма о том, что делать с сильно искалеченными бойцами, оставшимися парализованными или потерявшими все конечности. Как поступить, если они не желают быть обузой семье и не хотят так жить? Официально, после войны никто не имел права помогать этим несчастным добровольно уходить из жизни.
Очень важные темы поднимает в фильме режиссер Кантемир Балагов. Сквозь призму ненормальной связи Маши и Дылды, через разрушенные судьбы девушек, зритель видит, какой ценой далась победа.
Приятно наблюдать творения молодых талантливых режиссеров, где каждая роль – возможность проявить себя новому артисту. Лица девушек-актрис естественны: без макияжа, надутых губ или современных бровей. Художник по костюмам тоже справился с задачей.
Отрадно, что в "Дылде" отсутствуют нелепости, которыми "грешат" многие современные фильмы о войне.
Актеры в фильме – худые со впалыми щеками, как и должно быть после четырех лет войны. В картине ни одного персонажа, пышущего здоровьем, даже среди высших слоёв общества. Видна качественная работа постановщиков и ассистентов.
Но это кино не для всех. Любителям динамичного темпа повествования "Дылда" не понравится. Тем, кто смотрит только патриотические фильмы о войне – тоже. Здесь представлена слишком горька правда послевоенной жизни, не вызывающая чувство любви к Родине. Однако, фильм не уходит в другую крайность, не обесценивает подвиг советских граждан в борьбе с фашистами. Это кинокартина для вдумчивого зрителя, готового размышлять на больные темы для нашей страны.
Авторы оставляют открытым финал. Может, Маша получит то, к чему так стремится? И они вместе с Дылдой забудут ужасы войны? В конце-концов, у одной из них почти здоровый рассудок, а у второй - почти в порядке физическое тело. Может у них получится вдвоем вернуться к мирной жизни?
Моя оценка 8 из 10.