Найти в Дзене
Места моей истории

Будем жить

Есть в городе Мариинске прекрасный театр "Жёлтое окошко", располагается он в самом его центре, рядом с нависающим над окружающим пространством зданием с пентаграммой на фронтоне и бюстом Александру 2 , построенным уже в наше время на площади перед зданием. Сейчас в здании располагается больница, но в 30-е годы в этом здании размещалось "Сибирское управление лагерей особого назначения" (СибУЛОН). Это делает ещё более символичным спектакль "Будем жить...", созданный в 2010-2011 годах мариинским театром "Жёлтое окошко" (режиссёр и руководитель театра - Пётр Зубарев). Театр как средство противодействия и как антитеза злу, которой может принести человек, обладающий властью. Спектакль - художественное произведение, упомянутые в нём дела и имена не существовали в действительности, но всё происходящее на сцене - реально, ибо много раз происходило на "сценах" Архипелага ГУЛАГ.

Здание управление СибЛОН (сейчас - больница)
Здание управление СибЛОН (сейчас - больница)

С сайта театра: " Действие спектакля разворачивается в одном из женских отделений сталинского СибЛага. Главная героиня истории так и не появляется на сцене. Её уже нет. О ней лишь вспоминают. Человек высокой культуры, большого Знания и чистого взгляда. Эти люди ушли, исчезли, унеся с собой нечто большое и важное, то, что должно было передаваться из поколения в поколение, но... Лишь зёрна, брошенные этими людьми, иногда прорастают в нас, и, возможно, это лучшее из того, что с нами происходит. Это спектакль не об ужасах сталинских лагерей и не о жестоком времени. Это история о человеке, умевшем во всём находить ЖИЗНЬ. "

-2

Главная героиня спектакля - Софья Георгиевна, незадолго до основного действия умершая, но живая в душах своих воспитанниц . По ходу спектакля её слова звучат через каждую из поющих зэчек – блатной Зои (Екатерина Сабитова), и интеллигентной Надежды Валентиновны (Олеся Шарыпова) и цыганки Лолы (Елена Зубарева). Они вспоминают и деляться пережитым. "А вы знаете, Надежда Валентиновна, что мешает плохому дирижёру? Музыканты! Плохой дирижёр контролирует каждую скрипку, каждая нота знает место в строю и в нужный момент выкрикивает своё "я" как мы на вечерней поверке. А музыканты - сукины дети, за ними нужен глаз да глаз, это в конце концов начинает раздражать, Но и без них никак. Ну а какой дирижёр хороший? Хороший! Признаться - я вообще в детстве не понимала, зачем нужен человек, который стоит лицом к зрителю и машет руками музыкантам. А потом мне посчастливилось увидеть репитицию оркестра из-за кулис. Дирижёр держал руку над головой, а большим и указательным пальцем словно бы перебирал что-то невидимое. Движение было мелкое, только музыканты могли его разгледеть. Но все играли имено так, как надо. Там, между большим и укзательным пальцем, была музыка. Хороший дирижёр сам есть музыка".

-3

"Оп-Па! Наседка! Браво, Игорь Борисович!" - этим высказыванием встречает героиня спектакля момент, когда красноармеец Егор случайно выдал капитана Серёгина, который до этого пытался изображать из себя добренького гражданского дирижёра Игоря Борисыча, посланного взамен умершей Софьи Георгиевны, До этого - ему почти удалось стать своим для несчастных женщин, которым занятия музыкой давали хоть какой-то отдых от каторжного труда и лагерной жестокой "жизни". В какой-то момент он даже прошёл их "проверку на вшивость".

"- Игорь Борисович, а мы вот когда песню про Ленина репетировали, то мне говорили слово "Ленин" петь торжественно, когда про Сталина репетировали - говорили слово "Сталин" петь торжественно. А здесь в песне "Один сокол Ленин, другой сокол Сталин" - какого согола петь торжественней?
- Пойте всё торжественно
- А может это, Игорь Борисович ... Мужской про одного споёт, женский про другого. Вы за кого, Игорь Борисович, за Ленина или за Сталина? Или вы против, Игорь Борисович?
- Давайте ничего не будем менять"

-4

Последними словами Софьи Георгиевны Миргородской перед смертью было "Будем жить!". Ни её, ни молодых девушек, с которыми она поделилась своей тайной, не сломили ни карцеры, ни допросы. Когда следователь угрожает Надежде Валентиновне арестом для её сестры и "плохим" детским домом" для её сына - она почти ломается, говорит, что подпишет всё что угодно, но всё же не выдаёт чужую тайну ... Каждого следователь пытается поймать на своём - на любви к детям, на неприкосновенности тела в лагере, на возможности облегчения режима.

"Почти две недели карцера, без еды, постоянные опросы. Да у меня к десятому допросу люди сдавали своих отцов, братьев, друзей". - Говорит капитан Серёгин арестанткам.

Напоследок привожу цитату из статьи "Тайны кладов", опубликованную 20 апреля 2011 в газете «Кузбасс». Читайте, смотрите спектакль, старайтесь узнать, каки жили и умирали предки.
"Будем жить!"

"В мариинском театре «Желтое окошко» состоялась премьера спектакля «Будем жить…». Тема его близка мариинцам, ведь спектакль рассказывает историю, приключившуюся с несколькими женщинами-зэчками, обитательницами сталинского Cиблага. Как сказала одна из зрительниц: «Мы тут до сих пор среди колоний живем –рядом женская зона, чуть поодаль – для малолеток»… И не случайно у спектакля имеется подзаголовок –«По материалам дела № 1094», тем самым подчеркивается его документальность. Однако история, положенная в основу сюжета, – лишь канва, по которой режиссер Петр Зубарев вышивает свой узор.

Фото Федора Баранова
Фото Федора Баранова

Внешне спектакль «Будем жить…» оформлен достаточно лаконично: несколько грубо сколоченных деревянных пирамидок и набор разновеликих досок по ходу дела превращаются то в стол в кабинете следователя, то – в лесопильные станки, то – в подмостки импровизированной сцены, то – в некое подобие дыбы. Серые холщовые платья актрис, косынки и кирзовые сапоги – стилизованная форма заключенных. И только ярко-пестрые, расцвеченные всеми цветами радуги павлово-посадские платки, которые время от времени возникают в их руках, – как метафора многоцветья жизни, символ праздничности искусства и красоты души.

...

В чисто профессиональном, художественном смысле новый спектакль театра «Желтое окошко» необычен для этого коллектива. Пожалуй, впервые здесь не Петр Зубарев, а его артисты играют главные роли (отметим еще раз блестящее исполнение Екатериной Сабитовой роли Зойки. Ее переходы от блатного кривлянья к пронзительной искренности, достоверность сыгранной судьбы выше всех похвал). Впервые выбран и непривычный для этого нежного театра столь жесткий материал. И риск получить упреки в «политической конъюнктуре», в «надругательстве над святынями», что «молодежь вас не поймет», был достаточно велик. К слову, он частично и оправдался: далеко не все в Мариинске приняли этот спектакль, сочтя постановку «Будем жить…» чересчур дерзкой. Но странная вещь – послевкусие! После этого спектакля мелкими и ничтожными кажутся собственные неприятности. Точнее, даже не так. Они остаются такими же гадкими занозами, но ты отчетливо осознаешь: справиться с ними тебе вполне по силам. И жизнь представляется огромной палитрой разнообразных возможностей. Доступных и посильных. Наверное, это и называется катарсис?"

Источники:

1. "Будем жить ..." (с сайта театра "Жёлтое окошко")
2.
Тайны кладов
3. Елена Климова.
Двигаться любым способом
4. Н.Коинов.
Сибулон
5. С.А.Папков.
Сталинский террор в Сибири. 1928-1941

----------------------------------------—

Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025