Великая Отечественная - главная тема советского кинематографа. "Военное кино" в первую очередь, ассоциируется с драматическими шедеврами - такими как "Баллада о солдате", "Летят журавли", "Судьба человека", "Отец солдата", "Восхождение", "Иди и смотри". Или с крупными батальными эпопеями в духе "Освобождения".
Жанровые фильмы - приключенческие боевики, детективы, триллеры, комедии - обычно держались в тени великих произведений. А между тем снимать в жанре начали с самого начала войны - уже в 1942 году вышел первый советский военный боевик -
"Секретарь райкома" (1942)
Режиссером стал Иван Пырьев, главный в СССР по "народной" комедии, автор "Богатой невесты" и "Свинарки и пастуха". Мастер развлекательного кино, Пырьев уверенно справился с военным фильмом, который получился динамичным, зрелищным и неожиданным в контексте того времени. Неожиданным, поскольку автор "колхозных" комедий снял бодрый боевик по голливудским законам.
Хороший боевик - столкновение характеров. Чтобы фильм смотрелся увлекательно, и добро, и зло должны быть персонифицированы. Сложно сопереживать, если главный герой борется с безликим врагом, с "фашизмом вообще". Опытный сценарист Иосиф Прут это прекрасно понимал - и выписал конфликт двух сильных неординарных персонажей.
Положительный герой - всегдашняя проблема, так как обычно он получается скучнее, чем экстравагантные злодеи. Но благодаря крепкому сценарию и прекрасному артисту Василию Ванину секретарь райкома Кочет получился живым, обаятельным и по-народному лукавым.
Успех боевика зависит и от качества злодея. Блестящий актер Михаил Астангов великолепно справился с ролью антагониста Кочета. По его приказам казнят мирное население, он и сам не прочь убить пленного. Персонаж жутковатый и гротескный одновременно. В 1942 году не было принято "очеловечивать" нацистов, изображать их "профессиональными военными". Тогда их надо было убивать, а не "уважать". И персонаж Астангова закономерно вызывал именно такое желание.
Хорошему боевику нельзя без женского персонажа. Задолго до Штирлица у секретаря райкома тоже был радистка - только звали ее Наташа. В ее роли - жена Пырьева, популярнейшая тогда Марина Ладынина.
По закону жанра как обойтись без тайного нацистского агента? Разумеется, хитроумный Макенау внедряет в партизанский отряд своего человека. А тот пытается очаровать героиню Ладыниной, чтобы получить доступ к рации и коварно передавать шифровки в ее присутствии.
Боевик - острый сюжет. Вот и "Секретарь" не дает скучать. Партизанские диверсии. Подрывы и налеты. Фашистские облавы и ловушки. Спасение из логова врага. Пырьев не тратит время на болтовню и лирику - сплошное движение сюжета к кульминации.
Финал - классика жанра. Полковник Макенау считает, что поймал партизанских главарей и заклятого врага Кочета. На самом деле это партизаны расставили ловушку. Кочет беспощаден - подобно герою гонконгских боевиков, он с двух рук расстреливает Макенау из пистолетов.
Если главного антагониста должен победить главный герой, то предателя должна покарать женщина, которой он воспользовался. Марина Ладынина недрогнувшей рукой всадит весь барабан в фашистского агента.
Что изумляет в "Секретаре райкома"? В первую очередь, полное отсутствие "идеологии. В 1942 году - ни единого упоминания Главнокомандующего. Никакой "руководящей роли партии", воспитательных речей.
Налицо - чистый жанр, крутой боевик. История мести за злодеяния с моралью как в вестерне "Кровь за кровь. Смерть за смерть", рефреном проходящей через весь фильм. Фашисты казнят наших - наши убивают фашистов. Без идеологии и без рефлексии.
Чистоту жанра поддерживают и блестяще написанные диалоги. Отточенные, лаконичные, часто остроумные - как в лучших голливудских фильмах. Несколько ярких примеров:
Полковник Макенау допрашивает пленного партизана.
- А ты шутник, мой милый!
- Таким уродился.
- Таким и умрешь!
Разговор Кочета с Макенау.
- Опять провокация, полковник. Нехорошо. Нечестно.
- Каждый работает как умеет. Важен результат.
Кочет досадует, что предатель был застрелен.
- Зря поторопилась. Повесить бы его.
- И так сойдет.
- Э, нет! Повесить бы, конечно, было правильнее. Для всех удовольствие.
И самое удивительное - невообразимая "реабилитация" дореволюционного прошлого. Так персонаж Михаила Жарова открыто демонстрирует георгиевские кресты, а в ответ на вопрос, за какие заслуги получены, отвечает: "За веру, царя и отечество". Несколькими годами ранее написание такого эпизода в сценарии могло иметь самые фатальные последствия для авторов, а тут народный любимец показывает "грудь в крестах" - и ничего.
И поражает финал - естественно, если вы знакомы с кино той эпохи. Кульминационная сцена происходит в церкви! Батюшка - с крестом на шее - участвует в истреблении немцев! Старик-партизан, перекрестившись (!), бьет в церковный колокол, призывая народ к восстанию против супостатов.
Конечно, сложно рекомендовать всем и каждому фильм 1942 года выпуска. Такое по-настоящему "винтажное" кино - строго для тех, кто интересуется историей отечественной кинематографии. Если вы, как и я, любите нашу классику, если вам нравится открывать для себя подзабытые "жемчужины" советского кино, мой совет - смотреть однозначно.
Я заново открыл для себя "Секретаря" спустя сорок с лишним лет после первого просмотра. Надеюсь, и вам этот давний фильм сможет доставить удовольствие.
«У вас продаётся славянский шкаф?». Далее о жанровом военном кино СССР читайте здесь.