Найти тему
киНоНостальгия

Настоящий Первый мститель, которого вы вряд ли видели.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Великая Отечественная - главная тема советского кинематографа. "Военное кино" в первую очередь, ассоциируется с драматическими шедеврами - такими как "Баллада о солдате", "Летят журавли", "Судьба человека", "Отец солдата", "Восхождение", "Иди и смотри". Или с крупными батальными эпопеями в духе "Освобождения".

Жанровые фильмы - приключенческие боевики, детективы, триллеры, комедии - обычно держались в тени великих произведений. А между тем снимать в жанре начали с самого начала войны - уже в 1942 году вышел первый советский военный боевик -

"Секретарь райкома" (1942)

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Режиссером стал Иван Пырьев, главный в СССР по "народной" комедии, автор "Богатой невесты" и "Свинарки и пастуха". Мастер развлекательного кино, Пырьев уверенно справился с военным фильмом, который получился динамичным, зрелищным и неожиданным в контексте того времени. Неожиданным, поскольку автор "колхозных" комедий снял бодрый боевик по голливудским законам.

Кадр из фильма "секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "секретарь райкома" (1942), СССР

Хороший боевик - столкновение характеров. Чтобы фильм смотрелся увлекательно, и добро, и зло должны быть персонифицированы. Сложно сопереживать, если главный герой борется с безликим врагом, с "фашизмом вообще". Опытный сценарист Иосиф Прут это прекрасно понимал - и выписал конфликт двух сильных неординарных персонажей.

Положительный герой - всегдашняя проблема, так как обычно он получается скучнее, чем экстравагантные злодеи. Но благодаря крепкому сценарию и прекрасному артисту Василию Ванину секретарь райкома Кочет получился живым, обаятельным и по-народному лукавым.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Успех боевика зависит и от качества злодея. Блестящий актер Михаил Астангов великолепно справился с ролью антагониста Кочета. По его приказам казнят мирное население, он и сам не прочь убить пленного. Персонаж жутковатый и гротескный одновременно. В 1942 году не было принято "очеловечивать" нацистов, изображать их "профессиональными военными". Тогда их надо было убивать, а не "уважать". И персонаж Астангова закономерно вызывал именно такое желание.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Хорошему боевику нельзя без женского персонажа. Задолго до Штирлица у секретаря райкома тоже был радистка - только звали ее Наташа. В ее роли - жена Пырьева, популярнейшая тогда Марина Ладынина.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

По закону жанра как обойтись без тайного нацистского агента? Разумеется, хитроумный Макенау внедряет в партизанский отряд своего человека. А тот пытается очаровать героиню Ладыниной, чтобы получить доступ к рации и коварно передавать шифровки в ее присутствии.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Боевик - острый сюжет. Вот и "Секретарь" не дает скучать. Партизанские диверсии. Подрывы и налеты. Фашистские облавы и ловушки. Спасение из логова врага. Пырьев не тратит время на болтовню и лирику - сплошное движение сюжета к кульминации.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), 1942
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), 1942

Финал - классика жанра. Полковник Макенау считает, что поймал партизанских главарей и заклятого врага Кочета. На самом деле это партизаны расставили ловушку. Кочет беспощаден - подобно герою гонконгских боевиков, он с двух рук расстреливает Макенау из пистолетов.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Если главного антагониста должен победить главный герой, то предателя должна покарать женщина, которой он воспользовался. Марина Ладынина недрогнувшей рукой всадит весь барабан в фашистского агента.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Что изумляет в "Секретаре райкома"? В первую очередь, полное отсутствие "идеологии. В 1942 году - ни единого упоминания Главнокомандующего. Никакой "руководящей роли партии", воспитательных речей.

Налицо - чистый жанр, крутой боевик. История мести за злодеяния с моралью как в вестерне "Кровь за кровь. Смерть за смерть", рефреном проходящей через весь фильм. Фашисты казнят наших - наши убивают фашистов. Без идеологии и без рефлексии.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Чистоту жанра поддерживают и блестяще написанные диалоги. Отточенные, лаконичные, часто остроумные - как в лучших голливудских фильмах. Несколько ярких примеров:

Полковник Макенау допрашивает пленного партизана.

- А ты шутник, мой милый!

- Таким уродился.

- Таким и умрешь!

Разговор Кочета с Макенау.

- Опять провокация, полковник. Нехорошо. Нечестно.

- Каждый работает как умеет. Важен результат.

Кочет досадует, что предатель был застрелен.

- Зря поторопилась. Повесить бы его.

- И так сойдет.

- Э, нет! Повесить бы, конечно, было правильнее. Для всех удовольствие.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

И самое удивительное - невообразимая "реабилитация" дореволюционного прошлого. Так персонаж Михаила Жарова открыто демонстрирует георгиевские кресты, а в ответ на вопрос, за какие заслуги получены, отвечает: "За веру, царя и отечество". Несколькими годами ранее написание такого эпизода в сценарии могло иметь самые фатальные последствия для авторов, а тут народный любимец показывает "грудь в крестах" - и ничего.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

И поражает финал - естественно, если вы знакомы с кино той эпохи. Кульминационная сцена происходит в церкви! Батюшка - с крестом на шее - участвует в истреблении немцев! Старик-партизан, перекрестившись (!), бьет в церковный колокол, призывая народ к восстанию против супостатов.

Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР
Кадр из фильма "Секретарь райкома" (1942), СССР

Конечно, сложно рекомендовать всем и каждому фильм 1942 года выпуска. Такое по-настоящему "винтажное" кино - строго для тех, кто интересуется историей отечественной кинематографии. Если вы, как и я, любите нашу классику, если вам нравится открывать для себя подзабытые "жемчужины" советского кино, мой совет - смотреть однозначно.

Я заново открыл для себя "Секретаря" спустя сорок с лишним лет после первого просмотра. Надеюсь, и вам этот давний фильм сможет доставить удовольствие.

«У вас продаётся славянский шкаф?». Далее о жанровом военном кино СССР читайте здесь.