Найти тему
Журнал Забота

Гламурные бабушки Инстаграма

Женщины-бунтарки в возрасте за 60 доказывают, что старость уже не та, что раньше.

Лин  Слейтер, 64, @iconaccidental
Лин Слейтер, 64, @iconaccidental

На фото Лин Слейтер кокетливо выставляет бедро вперед, чтобы как следует продемонстрировать платье-фартук от французского бренда Margiela и модные потертые джинсы. Среди ее сверстниц такое пижонство редко. Лин — профессор докторантуры по социальным наукам Фордемского университета, но у нее есть и крутые подработки — она модель и блогер. Широкая аудитория знает ее как звезду Инстаграма.

Да, ей 64 года, и многие женщины ее возраста вынуждены сворачивать лавочку. Но миссис Слейтер этого делать вовсе не собирается.

Ее страничка в «Инстаграме», Accidental Icon пестрит фотками броских нарядов, в которых шедевры Comme des Garçons и Yohji Yamamoto сочетаются с находками из комиссионных магазинов. У Лин Слейтер несколько сотен тысяч подписчиков — сильных, по большей части молодых женщин, привлеченных ее дерзостью.

«Я этим горжусь, — объясняет она. — Да, мне не двадцать лет. Но я и не хочу быть двадцатилетней — просто я ужасно крутая. Именно об этом я думаю, когда публикую фото».

Миссис Слейтер не одинока в своей дерзости. У нее много единомышленниц — женщин, достигших 70, даже 80 лет, которые относятся к старости решительно иначе и предпочитают делать это на стиле. Их мамы могли бы им позавидовать.

Замужние дамы и холостячки, работающие и пенсионерки, чаще всего бабушки, они штурмом берут Инстаграм с намерением опровергнуть старомодные представления о том, как должны выглядеть и вести себя пожилые люди. И, как говорят некоторые комментаторы, они на 100% рулят.

Дорри Джейкобсон, 83, @seniorstylebible
Дорри Джейкобсон, 83, @seniorstylebible

«Эти женщины — послы своего возраста", — говорит Ари Сет Коэн, автор популярного блога по уличному стилю Advanced Style, двух книг и документального фильма «о моде и мудрости старшего поколения». Он отмечает, что его героини переосмысливают общепринятое представление о старении и вместе с тем вносят свой вклад в его постепенную трансформацию.

«Привычный образ женщины в возрасте сегодня изменился, — поясняет Коэн. — Если она была модницей в молодости, с годами это не изменится. Она останется модницей».

Это наблюдение перекликается с выводами отчета «Гуттаперчевое поколение» — в 2018 году специалисты компании J. Walter Thomson провели опрос англичанок в возрасте от 55 до 72 лет. «Наше коллективное представление о том, как выглядит жизнь на ее более поздних этапах, безнадежно устарело, — отмечает Мари Стаффорд, европейский директор JWT Innovation Group в предисловии к отчету. — Возраст больше не определяет образ жизни. Физические и финансовые возможности, а также мировоззрение играют намного более важную роль».

В частности, в исследовании отмечается, что женщина, достигшая 50-летнего возраста, «может быть бабушкой или молодой матерью, предпринимателем, безбашенной байкершей или участницей нескольких марафонов. Ее образ жизни определяется не возрастом, а ценностями и тем, что для нее важно». Некоторые из опрошенных женщин и их сверстницы за рубежом сохранили приверженность контркультуре и бунтарский дух, характерные для поколения 60-х-70-х.

«Мы не собираемся становиться маленькими милыми бабушками, которые живут в доме престарелых и красят волосы в фиолетовый цвет, —

говорит Дженни Ки, @Jennykeeoz, художница и дизайнер вязаной одежды из Австралии. Ей 71. — Даже если мы и окажемся в каком-нибудь пансионате, то будем покуривать, пропагандировать здоровое питание и стильно одеваться и там».

Дженни Ки, 71, @jennykeeoz
Дженни Ки, 71, @jennykeeoz

Лин Слейтер полностью разделяет это мнение. «Когда я была молодой, мы жгли бюстгальтеры и проповедовали свободную любовь, — говорит она. — Мы ловили кайф. Стоит ли ожидать что в старости мы будем похожи на наших мам?»

Ничем не ограниченное самовыражение — главное правило гардероба современных бабушек. Дорри Джейкобсон, 83-летняя бывшая модель Playboy, в прошлом году привлекла всеобщий интерес, начав публиковать в своем инстаграм-аккаунте Senior Style Bible фото в черном кружевом белье. За публикацией последовало интервью, в котором она призвала подписчиков выбросить из головы замшелые понятия о том, как следует одеваться женщине ее возраста. «Носите что хотите, — заявила она. — Сколько вам лет тут совершенно не при чем».

Такие провокационные заявления звучат все чаще, благо в интернете достаточно заразительных примеров для подражания. «Инстабабушки» превратили дерзость в добродетель. Среди них такие поп-сенсации, как Бэдди Винкль (89-летняя Хелен Рут Элам Ван Винкль). Своими публикациями, переворачивающими привычные представления с ног на голову, она наделала немало шума — и неплохо заработала на этом.

Фотографии Ван Винкль — в вязаной кофточке вырвиглазной расцветки, откровенном купальнике и розовой футболке с надписью «Спи с кем хочешь, делай что хочешь» — сделали из нее по-настоящему культовую фигуру. У нее миллионы подписчиков и множество спонсоров, которые платят ей за продвижение в Инстаграме, — например, производитель продукции по уходу за волосами Got2B и Smirnoff. Сеть магазинов косметики и парфюмерии Sephora приглашал ее на свои меропрятия.

69-летняя Лили Хейес позиционирует себя как типичную еврейскую маму. Как следует из ее интернет-профиля, она все время чем-то недовольна, и эта сварливость находит отражение в уличном стиле одежды. Непременный атрибут нарядов Хейес — кепка Supreme, которые она коллекционирует.

Эмико Мори, 94, @1000wave
Эмико Мори, 94, @1000wave

Появление влиятельных инстабабушек можно объяснить ощутимым сдвигом в общественном сознании. По времени оно совпало с усилением видимости и авторитета таких политических маргиналов, как Рут Бейдер Гинзбург. Лицо этой судьи Верховного суда США, несущее на себе печать времени, сейчас не сходит с экранов кинотеатров. Женщины в возрасте представлены и в Конгрессе — и они прекрасные ораторы.

Легенда шоубизнеса Шер с блеском сыграла гламурную бабушку во второй части мюзикла «Мама мия!». Все эти представительницы прекрасного пола в том числе вносят свой вклад в изменение восприятия старости и старения.

Более благоприятная общественная атмосфера побудила дизайнеров и маркетологов обратиться к новому для себя рынку — пожилым людям. Их усилиями понятие инклюзивности теперь включает не только расу и этническую группу, но и возраст. 70-летняя Мэй Маск рекламирует одежду бренда Concept Korea, и ее фото публикует Harper’s Bazaar. Ясмин Ле Бон, которой за 50, продвигает Armani. В 65 лет Изабелла Росселлини вновь стала лицом Lancôme — два десятилетия назад этот косметический бренд отказался от ее услуг.

Нельзя не признать, однако, что все эти кампании, скорее всего, проводятся лишь для проформы. По данным отчета «Гуттаперчевое поколение», рынок по-прежнему предлагает слишком мало товаров и услуг для женщин в возрасте старше 50 лет, несмотря на их высокую покупательскую способность.

Их компетентность в области социальных медиа также остается незамеченной. Вопреки всем стереотипам, 73% участниц исследования заявили, что «ненавидят снисходительное отношение к себе в вопросах, связанных с использованием технологий». Шесть и десяти респонденток считают технологические новинки «восхитительными». Многие из них владеют современными гаджетами намного лучше, чем молодежь.

Кроме того, женщины в возрасте отлично умеют зарабатывать деньги. Многие из них работают и в 60, и в 70, другие становятся предпринимателями и начинают собственное дело.

Например, Лин Слейтер очень быстро начала монетизировать свой инстаграм-аккаунт. Испанская розничная сеть Mango наняла ее для участия в кампании 2017 года «История об уникальности». Недавно Слейтер снялась в рекламе CVS Pharmacy — она очень уважает эту компанию за привлечение моделей различных возрастов и отказа от ретуши изображений. Лин Слейтер также появилась в музыкальном видеоклипе вместе с актрисой Шарлоттой Гинсбург. Несколько литературных агентов предложили ей оформить публикации в социальных сетях в книгу.

Сара-Джейн Адамс, 63, @saramaijewels
Сара-Джейн Адамс, 63, @saramaijewels

Дженни Ки продвигает в Инстаграме бренд Romance Was Born, созданный командой молодых дизайнеров в возрасте 30 лет. «Я их гуру и наставник", — поясняет она. В июле они представят совместную коллекцию одежды на модных показах в Париже.

Владелица аккаунта Silver Is the New Blonde 60-летняя Джен Коррелл, консультант по технологическим продажам, рекламирует сразу несколько брендов, среди которых линейка нижнего белья J. Jill and Soma Intimates. «Маркетологи знают, что у женщин моего возраста есть деньги, которые они готовы потратить», — говорит она.

Хотя пожилые инфлюенсеры усердно ищут заказчиков и время от времени наслаждаются всплеском внимания, многие из них недовольны рамками, в которые их загоняют. «То, что нас используют только для обращения к конкретной возрастной группе, — это дискриминация, — заявляет Лин Слейтер. — Любая женщина должна иметь возможность открыть журнал и увидеть моделей, похожих на себя».

63-летняя Сара-Джейн Адамс завела страничку в «Инстаграм», чтобы рекламировать украшения. В публикациях она не упоминает свой возраст. «Не хочу заострять на этом внимание и выпрашивать себе особого отношения», — объясняет она. С ее точки зрения, главное не возраст, а детали:

«Я была панком, а до этого — хиппи. Сейчас эти две культуры во мне слились. Я из поколения Жермен Грир. Но в социальных сетях меня просто запихивают в тот же сегмент, что и остальных женщин старше 60 лет».

Еще одна проблема — защита права на личную жизнь. «Мне все время пишут мужчины, — жалуется Джен Коррелл, которая замужем уже 43 года и имеет четырех внуков. — Иногда это просто страшно. Я постоянно удаляю их сообщения».

Джен Коррелл, 60, @silver_isthenewblonde
Джен Коррелл, 60, @silver_isthenewblonde

Тем не менее, деятельность инстабабушек чаще приносит положительные впечатления. Публикуя свои фотографии и заметки, они находят единомышленников, что не так-то просто сделать в обычной жизни. Ари Сет Коэн, автор блога Advanced Style, говорит об этом так: «Не все из этих женщин проживают в больших городах. Для них Инстаграм — возможность завести друзей в других странах, встретиться с интересными людьми в реале, получить приглашение на званый вечер или другие мероприятия. Так они борются с одиночеством и чувствуют себя частью общества».

Что удивительно, в таких интернет-сообществах немало молодежи. Например, существенная доля подписчиков Лин Слейтер в Инстаграме — люди в возрасте от 25 до 35 лет. «У молодежи меньше предрассудков, чем у пожилых, — отмечает она. — Им не нравятся рамки и категории, они отвергают все исторические искусственные разделения вроде пола. По этой причине многим из них нравятся мои публикации. Люди, которые меня поддерживают, читают, приглашают на работу — это как раз молодежь».

Дженни Ки связывает интерес подростков и молодых женщин к ее персоне с желанием узнать, как их сверстники жили раньше. Одна из самых серьезных поклонниц дизайнера — ее 13-летняя внучка, которая увлекается рок-музыкой 60-х и особенно фанатеет по «Битлз». «Мы жили в исключительное время, — говорит миссис Ки о годах своего совершеннолетия.

Эти девочки знают об этом, знают, через что мы прошли. И они завидуют нам».