Какие ассоциации вызывают у людей нашего времени 90-е годы? Вспоминать о них принято, как о «криминальных», «лихих», - как о временах «беспредела» на самых разных уровнях. Здесь было всё - от чиновничьих до «дворовых разборок». Но моя история немного не об этом.
В ту пору мне, студенту первого курса, нужно было на что-то жить, и мы с другом, который, кстати, он был на полтора года младше меня, нашли подходящий вариант. Многие помнят, как популярен был в то время «ларечный бизнес» - сигареты, шоколадки, жвачка и, конечно, пиво и водка – практически стандартный ассортимент товаров любого «ларечного коммерса». В одно из таких «теплых» местечек нам и удалось «вклиниться».
Это был ларек, торгующий, бутербродами, - «гамбургерами», как тогда это называлось: булочка, разрезанная пополам, куда помещали кусочек колбасы и сдабривали это дело зеленью. Оставалось подогреть в микроволновке и получался «деликатес», который люди охотно брали. Еда – это тот бизнес, который «вечен»: спрос будет всегда.
Помню, как мы с другом подошли к «хозяйке» (женщине лет 55-ти), ловко орудовавшей в этом ларьке, и решительно предложили ей свою помощь - торговать и готовить «бутеры». Затем была встреча с её сыном, - одним из местных «авторитетных», - «крутой чувак», что повез нас на своей «иномарке» (это сейчас сказали бы «убитая япоха», а тогда это считалось чем-то очень солидным) в ближайший ресторан для предварительного «перетёра по душам» ( перевожу: «собеседование»)…
Он заказал для нас с другом по «песочному» пирожному с чаем и коротко «обрисовал» что да как... Точно помню, как во время этой «обрисовки» у друга перед носом возник кулак, но стороны друг друга поняли и мы приступили к работе.
Да, работали мы по ночам, и, поскольку спальное место в ларьке было одно, то и спали по-очереди – по часу, а затем менялись.
Постепенно освоились и «наладили бизнес». Только не думайте, что нам платили зарплату – нет, - мы работали на несколько иных условиях. Поскольку бизнес был на «гамбургерах», то это «святое», - мы исправно их делали и продавали для хозяина, а взамен могли приторговывать чем-то своим. Легально.
Так, в ассортименте ларька по ночам стали появляться сигареты и пиво, а иногда даже водка. Сигареты мы закупали коробками, отыскивая их по столовым, где они изредка появлялись, причем, «по смешным ценам», а спиртное закупали, банально, в продуктовых магазинах с тем, чтобы ночью продавать его с неплохим барышом.
Конечно, «легким» тот наш «бизнес» не назовешь, - часто приходилось и «зубы показывать», выбегая с топором за какими-то гопниками, - ночь-то они любят… Частенько подходили какие-то «мутные типы» с вопросами вроде: «Кто хозяин?» или «Кто крыша?». И чьи-то ларьки сжигали. Всякое бывало.
Главное, что были деньги и были «перспективы» - мы могли не только сами неплохо жить, «разъезжать на такси» по мелким поводам, позволять себе то, о чем многие только мечтали, - шмотки, технику и прочие атрибуты хорошей жизни, но и могли помогать семье и близким. Нам было интересно и мы были нужны.
Да, тогда мне пришлось уйти в «академический отпуск» в институте (на следующий год я восстановился и позже окончил ВУЗ даже без «троек»), но это того стоило.
Да, 90-е - это тяжелые времена, но были возможности. А что же сейчас? Есть ли какие-то возможности у людей чего-то добиться, как-то преуспеть? Могут ли сегодняшние простые «пацаны» хоть как-то реализовать себя? –Очень сомневаюсь. Но это уже совсем другая история.