На определенном жизненном этапе меня занесло к людям, автоматизирующим бизнес процессы. Чуваки внедряли RPA системы в крупных корпорациях по ту сторону океана.
Системы были дорогие. Стоимость проекта в переводе на российские рубли была примерно равна годовому бюджету небольшого поволжского городка.
Системы были ресурсоемкие. Решение могло занимать несколько сотен серверов на Amazon Cloud или во внутренней инфраструктуре заказчика. Иногда ребята из ИТ подразделения со стороны заказчика щедрой рукой отсыпали нам не виртуальные, а реальное железо, но это было скорее исключение, чем правило.
Системы были навороченные. Исходный продукт, разрабатываемый вендором, состоял из нескольких модулей, под капотом каждого из которых находилось более двухсот сторонних библиотек.
Системы были новые. RPA системы поражали количеством новомодных технологий: AI, ML, OCR, BI. Там были даже автотесты и CI\CD. Для меня, лишь год назад вырвавшейся из болота, где самая новая система была разработана еще “при дедушке Ельцине”, RPA системы казались чудом. Я была заворожена, словно ацтек, увидевший конкистадора на лошади. Плененная ИТ колдунством, я вместе с заказчиком смотрела как система сама подключалась к удаленному серверу, сама открывала почтовый клиент, сама выбирала нужный емейл, сама вытаскивала приаттаченный к письму пдф файл платежки, распознавала инвойс, вытащив из простыни текста только нужное, сама проверяла информацию и сама вносила полученные данные во внутренние системы. RPA система была достаточно умна, чтобы сообщить о том, что что-то пошло не так, а, главное, ее можно было дообучить.
Был вечер пятницы. Презентация установленной системы и разработанных процессов прошла прекрасно. Решение уже неделю стабильно работало в продуктовой среде. Дэнис, руководитель ИТ департамента заказчика, пожелал всем хороших выходных и удалился писать отчет высокому руководству, предвкушая хороший годовой бонус. Мы с Кэрол, начальником финансового отдела, чьи процессы моя команда так успешно автоматизировала, болтали, оставшись на звонке вдвоем. Кэрол чуть больше сорока. Муж и двое детей школьников. Люди со стороны иностранных заказчиков всегда были не молоды, хотя с нашей стороны вполне мог сидеть двадцатипятилетний менеджер проекта и двадцатитрехлетний техлид.
- Илона, ты же понимаешь, что мы открыли ящик пандоры? - Засмеялась женщина. - Еще пара лет и эта система заменит нас всех. Она уже делает половину работы мого отдела.
- Что же будет, когда она будет делать семьдесят процентов или восемьдесят?
В отличие от Кэрол, мне почему-то стало не смешно. Процесс увольнения в заграничных компаниях быстр. В обед ты получаешь емейл и тут же начинаешь паковать нехитрый скарб в картонную коробку, чтобы успеть к ланчу покинуть офис. Никаких двух недель отработки. В тусовке все помнили замечательную сентябрьскую историю, когда один менеджер вылетев из Нью Йорка на встречу с канадским заказчиком, приземлился в Торонто уже безработным.
- Пока нет. Нас просто перевели в “process owners”. Будем год смотреть за системой.
- А дальше?
- Ну, там останется лишь поддерживать и настаивать систему. С этим справитесь либо вы, либо ребята Дэниса. Вам не нужно вникать в финансовую область, получать степень МБА и разбираться в финансовых потоках компании. Достаточно, чтобы процессы не падали.
Я молчала. Лишь мысли бегали табуном в голове.
- Ну мы же не можем остановить прогресс? - Засмеялась Кэрол, прерывая неловкую паузу.
От продолжения разговора меня спасла трель телефонного звонка. Кэрол попрощалась и вышла в оффлайн, оставив меня размышлять о последствиях проделанной работы.
Илона Ивашкевич.
PS: Данный текст является отрывком из ненаписанной книги. Все совпадения случайны.
Другие произведения автора: https://author.today/u/ilonaivaschkevich
Купить книги можно здесь: https://www.litres.ru/ilona-ivashkevich/
Автору на кофе: https://money.yandex.ru/to/4100154494642