Найти тему
Техника и жизнь

ГАЗ-69 – с ним приходил коммунизм

История модели

ГАЗ-69 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)
ГАЗ-69 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)

Этот автомобиль был прост по конструкции и неприхотлив в эксплуатации, и, несмотря на это, он ярко выделяется внешне благодаря своему клиновидному капоту. Его начали разрабатывать, в момент активной разработки первой нашей атомной бомбы РДС-1, а запустили в серию, когда со смертью И.В. Сталина подули «ветры бурных перемен» и, уже, была взорвана первая в мире советская водородная бомба 12 августа 1953 года, США к тому времени 1 ноября 1952 года на атолле Эниветок взорвали всего лишь водородное взрывное устройство, не способное быть оружием. Мы стали на практике, хотя бы, частично опережать Запад в технологиях.

Время серийного выпуска ГАЗ-69 в СССР с 1953 по 1973 годы было время наибольших успехов «Красной России» на внешней арене и в экономике. Можно и нужно говорить, что фундамент для этих достижений был заложен ранее, но факт есть факт, мы тогда наступали «по всем фронтам», несмотря, даже, на очень, порой, сумасбродных руководителей на самых «верхах» государственной власти.

История производства ГАЗ-69 началась, когда ещё не прозвучали громкие заявления на XX съезде, но желание жить иначе, более зажиточно и привольно уже было. Первые наброски ГАЗ-69 были сделаны Григорием Вассерманом ещё в наступательном 1944 году. В 1945 году завершилась Война и стали наступать другие времена, отличные и от военного лихолетья, и от бурных и полных стремлений первых пятилеток. «Автомобили-солдаты», такие как, ГАЗ-67Б, уже, не отвечали требованиям ни эксплуатации в мирное время, ни требованиям людей, хотевших уже не подвигов, а комфорта и спокойного развития, без необходимости совершения экстраординарных подвигов. Основной претензией к, очень, удачному, в остальных отношениях, ГАЗ-67Б был его малый ресурс. Мал был уже и комфорт. В отличие от военных лет ГАЗ-67Б шёл уже и в гражданский сектор – геологам, геодезистами, связистам, в сельское хозяйство и остальные им подобные, отрасли «народного хозяйства» СССР.

Официальное проектирование началось 21 апреля 1947 года, после постановление Совета министров СССР № 1118-325. В нём было указанно использовать узлы и агрегаты легковой М-20 «Победы», символа личного достатка в, те ещё голодные времена. Но кузов и салон для рамного автомобиля, совершенного иного назначения, были разработаны с нуля. Автомобиль имел несущую раму, с полным подключаемым приводом и понижающей передачей. Геометрия кузова и подвеска, были заточены под езду на бездорожье. Рычаг коробки передач, аналогичной в принципе коробке «Победы», был перенесён на пол. В итоге получился удачный автомобиль, ставший символом советского присутствия во многих странах далеко за нашими границами, и выпускавшийся по лицензии и без неё в других странах, в КНР и Пакистане его модернизированные варианты выпускаются до сих пор. Варианты ГАЗ-69, разработанные и производимые на его базе в КНР и Румынии продавались и на экспорт, китайский BJ212, экспортируется КНР и до сих пор и собирается в Пакистане как Adam Boltoro. ГАЗ-69 стал одним из символов Советской Армии и нашего явного и неявного участия во многих «горячих» конфликтах «холодной войны». В те времена их можно было встретить на всех континентах кроме Австралии.

За характерное поведение автомобиля на неровной дороги из-за особенностей подвески был, как и ГАЗ-67Б, прозван «Козликом».

ГАЗ-69 (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2018©)
ГАЗ-69 (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2018©)

Техническое описание

Разработку начали в 1947 году, сразу после начала производства М-20 «Победа». Первый образец был построен уже в том же 1947 году. Первоначально новый автомобиль имел не только индекс ГАЗ-69, но имя собственное «Труженик». После смерти И.Сталина идея обязательных имён собственных для советских автомобилей была отменена и автомобиль пошёл в серию как ГАЗ-69. ГАЗ-67Б был сменён на конвейере ГАЗ-69, уже, в августе 1953 года. При этом часть узлов ГАЗ-69 была уже опробована в процессе внесения текущих модернизаций серийных ГАЗ-67Б. Почти все узлы и агрегаты были от М-20 «Победы», что так же облегчало начало серийного производства. Оригинальными из ключевых узлов были раздаточная коробка, подвеска. Двигатель, коробка передач (с небольшими изменениями в способе установке ручки КПП), сцепление, амортизаторы были от М-20 «Победа», в некоторых случаях с небольшими доработками. Также использовались узлы от ЗИМ, ГАЗ-51, в некоторых случаях и от ГАЗ-67Б.

Автомобиль был готов к началу серийного производства уже в 1951 году. Но ввиду, ряда причин, не имевших никакого отношения ни к техническим нюансам, ни к потребностям Советской Армии или народного хозяйства СССР, производство началось только в августе 1953 года.

Комфорта была меньше, чем на легковых автомобилях общего назначения тех лет. Но комфорта всё было больше чем даже на довоенной, сугубо гражданской, М-11 «Эмка». Уже был стеклоочиститель с электроприводом со стороны шофёра и обогрев ветрового стекла, в движении можно было обогревать и зону ног на переднем ряду сидений. В те годы это уже было круто!

Несмотря на больший вес, чем у ГАЗ-67Б и относительно слабый мотор для «проходимца» от М-20 «Победа», проходимость не уступала предшественнику. Высокий клиренс, короткие свесы, удачная развесовка вкупе с удачным передаточными числами в коробке передач и раздатке, обеспечивала уверенное поведение автомобиля не только на грунтовых дорогах в любую почти погоду, но и вне их. На базе его были разработаны по заказу армии амфибия ГАЗ-46 в 1954 году и мобильная пусковая установка первого серийного советского ПТУР «Шмель» в 1960 году, без учета вспомогательных боевых машин на его штатной базе. В СССР выпускались с первого года выпуска две штатные модификации ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, отличные высотой и компоновкой кузовов. ГАЗ-69 имел 2,3 метра, две двери и 8 мест, из них два на переднем ряду, включая место шофёра, и 6 мест на двух трёхместных лавках по бортам кузова. Они могли складываться, превращая автомобиль в грузовой пикап de-facto. ГАЗ-69А именовали ещё командирским или же сельскохозяйственным. Он имел при меньшей высоте в 1, 92 метра 4 двери и 5 мест, в том числе 3 места сзади на комфортабельном сиденье заднего ряда. Ещё одним важным отличием этих двух модификаций было различие топливных баков. На ГАЗ-69 их было два: основной объёмом 48 литра и вспомогательный объёмом 27 литра. На ГАЗ-69А был один топливный бак объёмом 60л.

В СССР выпускался с 1953 по 1956 годы на ГАЗ, с 1954 по 1973 год на УАЗ.

В СССР проходил в процессе серийного производства ряд модернизаций. В начале 60-х годов машина более мощный мотор М-21Г от УАЗ-450, объёмом 2,4 литра и мощностью 69 л.с. Новый вариант получил обозначение ГАЗ-69М (ГАЗ-69АМ). С 1968 года стали выпускаться его дальнейшая модернизация ГАЗ-69-68 (ГАЗ-69-68А) с обоими мостами от УАЗ-452, улучшенными передними тормозами и некоторыми другими изменениями в трансмиссии.

Технические параметры (в скобках приведены для ГАЗ-69А)

ГАЗ-69 производства УАЗ (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)
ГАЗ-69 производства УАЗ (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)

Длина: 3850 мм;

Ширина: 1750 мм (со снятым запасным колесом);

Высота: 2030мм (1920 мм);

Клиренс: 210 мм;

Колёсная база: 2300 мм;

Колея задняя: 1440 мм;

Колея передняя: 1440 мм;

Масса: 1525 кг;

Вместительность: 8 человек или 2 человека и 500 кг груза, (5 человек);

Полная масса прицепа: 850кг;

Компоновка: переднемоторная, полноприводная;

Кузов: кабриолет;

Колесная формула: 4Х4;

Двигатель: ГАЗ-69 – создан на базе двигателя М-20, отличался от него большей мощностью и крутящим моментом. Бензиновый, нижнеклапанный, карбюраторный. Имел 4 цилиндра, расположенные вертикально в ряд. Мощность – 55 л.с. Крутящий момент – 127 Нм. Объём – 2,1 литр. Топливо: бензин. Мотор позволял использовать бензин марки А-66.

Трансмиссия: трехступенчатая МКПП с синхронизацией на II и III передачах. 2-х ступенчатая раздаточная коробка. Ведущие колеса – все с жестким подключением переднего моста в случае необходимости. Задний мост подключен постоянно. Сцепление сухое однодисковое;

Подвеска: зависимая на всех мостах, рессорная;

Объём топливного бака: 48+27 л (60 л);

Максимальная скорость: 90 км/ч;

Расход топлива: 15-16 литров, на бездорожье 25 л;

Базовые модификации в СССР - ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ, ГАЗ-69-68 и ГАЗ-69А-68.

Модели на базе ГАЗ-69 производства Румынии - IMS-57 и ARO-M461.

КНР - BJ212, в Пакистане собирается как Adam Boltoro.

КНДР - KAENGSAENG 68 и KAENSAENG 68.

Болдырев Фёдор 2019 ©

Иллюстрации: собственные фото авторов "Техника и жизнь".

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-69, https://www.kolesa.ru/redkie-avtomobili/kak-truzheniku-stat-kozlom-testdrajv-gaz69-2015-12-11, https://www.kolesa.ru/article/inostrannye-korni-predpuskovoj-podogrevatel-i-zhestkij-verh-mify-i-fakty-pro-gaz-69, https://www.drive2.ru/b/496169741392544393/, http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-69.htm, https://littlehobby.livejournal.com/6363.html, Автомобили мира 2016. –М.: Третий Рим: 2016;

Спасибо всем, кто прочел статью!

Техника и жизнь будет рада Вашим комментариям и лайкам)

Наш инстаграм тут - подписывайтесь!

Еще один наш проект на Zen.Yandex - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ