Нафталий Френкель был настолько эпической личностью, что даже страшно представить что было, если бы он родился в середине 20-го века и годы его деловой активности пришлись на наше время. О, уверен, что эту фамилию знали бы на всей планете. Но родился Нафталий Аронович в 1883 в еврейской небогатой семье. Жили по месту работы отца. То в Одессе, то в Константинополе, то в Николаеве, то в Херсоне. Денег хронически не хватало и поэтому уже в 15 лет Нафталий пошел работать в строительную компанию. В свои 17 он уже прораб. Хваткого юношу приметили и за счет компании отправили учиться строительному делу в Германию, в город Кётен.
После того как Нафталий поднакопил денег, он забросил строительство в Николаеве и занялся торговлей лесом в Одессе. Сначала у него был компаньон, но потом куда-то исчез. "Сбежал за границу" уклончиво отвечал о его судьбе Нафталий Аронович, который к началу Первой мировой и своим 30-ти годам стал сказочно богатым "лесным королем Черного моря". Торговля оружием и припасами во время войны еще увеличили состояние "короля". При этом Френкель, равно как и российские олигархи 90-х, владел не только биржами, заводами и пароходами, но и прикупил себе одесское СМИ - газету "Копейку", которая обслуживала его интересы в отношениях с властью и конкурентами.
Бизнес-климат стал портиться в 1917 году. Френкель решил привлечь в качестве партнера известного одесского криминального авторитета Мойшу Винницкого по прозвищу "Мишка-Япончик". Головорезы Япончика защищали бизнес от всяких залетных экспроприаторов, а деловая хватка Френкеля позволила Япончику превратить толпу налетчиков в выгодный бизнес. Но в 19-м пришли красные и Япончика расстреляли, а Френкель удачно сбежал за границу вместе с изрядной частью своих капиталов. Тут бы и сказочке конец, но нет.
В 1921 году Френкель снова в Одессе. В стране НЭП, частное предпринимательство снова в почете, а главными решалами в Одессе является местное управление НКВД. Френкель занес денег одному, другому и вот уже он, я не Япончик - главный одесский рэкетир, а также глава судоходной компании, которая гонит в молодую Советскую республику контрабанду пароходами. И все это под крышей НКВД, куда Френкель чемоданами носит деньги. Помимо контрабанды, Френкель открывает в самой Одессе кустарное производство товаров, которые продаются под видом контрабанды. Так выгоднее. Центр производства на одесской Малой Арнаутской улице, и она даже попадает в сочинения классиков: " Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице... - заметил Остап, читая надпись на флаконе" (Двенадцать стульев), Слухи о невиданном уровне коррупции достигли Москвы и в январе 1924 года Дзержинский присылает из столицы целый поезд чекистов (местные поголовно коррумпированы и ненадежны), которые арестовывают всю верхушку местного НКВД и Френкеля в придачу. Его приговаривают к расстрелу.
Буквально в последний момент расстрел заменяют десятью годами заключения в Соловецком лагере особого назначения. Советская власть тогда еще не совсем понимала, что ей делать с заключенными. Изолировать их изолировали. И они без всякой понятной цели сидели в лагерях. Бесполезно умирали и бесполезно выживали. Так было пока на Соловки не попал Френкель. Почти сразу он договорился с начальством лагеря, его поставили во главе экономического отдела и в лагере заработали такие же кустарные производства как и на Малой Арнаутской. Товары сбывали в городах, деньги забирало себе начальство. Дальше - больше. Бывший "лесной король Одессы" посчитал, что не имеет смысла заключенным проводить годы за политическими спорами, а лучше валить лес и заниматься лесозаготовками. Смертность среди заключенных выросла, но продажа леса приносила реальные деньги и Френкелю сначала скостили срок вдвое, а потом и вовсе освободили.
Рассказывают такую историю. На Соловках вспыхнула эпидемия тифа. Нужно было строить новую баню. Зима, -25. Поручили Френкелю. Как-никак, но он же строитель по образованию. Френкель выбрал из заключенных пару десятков крепких матросов-кронштадцев и еще десяток немощных стариков, женщин, подростков. Матросы не боялись ни Френкеля, ни самого начальника лагеря Эйхманса. Им, прошедшим всю Гражданскую, были не страшны угрозы и даже смерть, но Френкель объявил, что если они не построят баню за 24 часа, расстреляют не их, а вот этих вот стариков, женщин и подростков. Баню построили даже быстрее. Справедливости ради - сам Френкель не отлынивал и работал наравне со всеми.
После освобождения Френкель остается на Соловках начальником производственного отдела лагеря и пишет целые тома предложений по реорганизации системы исполнения наказаний и превращения её в высокодоходную отрасль народного хозяйства. Уже через год Френкель переезжает в Москву, ему удается добиться встречи со Сталиным на которой он высказывает свои предложения. Вскоре его назначают начальником производственного управления всего ГУЛАГа. Френкель внедряет свои идеи и .... Если раньше Советская власть не знала, что ей делать со своими зэками, то теперь их хронически не хватает. Из лагерей в центр идут запросы. Нужны еще заключенные, больше, больше, больше ...
В 1931 году Френкель - начальник строительства Беломорканала, За успешное окончание - орден Ленина. В 1933 Френкель - начальник строительства Байкало-Амурской магистрали, еще один орден Ленина. Потом железнодорожное строительство в Поволжье. С начала войны Френкель строит железные дороги для фронта. Для рокадной дороги по которой перебрасывали войска и боеприпасы в Сталинград, зэки разбирают часть БАМа (стране хронически не хватает стали, а следовательно, не из чего делать рельсы). Рельсы БАМа перевозят под Сталинград и строят дорогу, как это принято у Френкеля, с опережением. Третий орден Ленина. Френкеля не интересует цена вопроса. Заключенные умирают сотнями и тысячами. Френкеля интересует только результат. Френкель постоянно возит в своем личном вагоне громадные суммы наличных денег. Не справившиеся с задачей умирают. Справившиеся - щедро одариваются Френкелем из его почти бесконтрольной кассы. При этом, бывший уголовник и бандит вне всяких подозрений. Десятки и сотни доносов на него отправляются в мусор. Им чересчур дорожат на самом верху.
После окончания войны, в 1947 году 64-ти летний генерал-лейтенант Нафталий Френкель подает прошение об отставке и уходит на пенсию. В 1960 году он умер в Москве. И вот не знаешь. Повезло или не повезло нашей стране, что у нее были такие вот Френкели.