«Хореограф — это общение».
Что вы знаете о Яире Варди? Вы слышали, что король Испании Филипп VI наградил его одной из высших правительственных наград — Крестом Ордена «За гражданские заслуги»? Или что этот израильский танцор и хореограф долгое время работал в коллективе «Бат-Шева», выступал с лондонской труппой Ballet Rambert, танцевал со звездами сцены, в том числе Рудольфом Нуреевым, а сейчас возглавляет главный балетный центр Израиля — Центр Сюзан Далаль в Тель-Авиве?
На его сцене танцевали Михаил Барышников, Национальный балет Испании, Анна Лагуна, Французский театр и Иерусалимский балет.
Человек удивительного характера — израильтянин по природе, европеец по манерам, поклонник русского мастерства в душе.
В один из прекрасных вечеров, он дал свой совет всем хореографам и преподавателям, читающим WLD.
WLD: Яир, вы находитесь в поисках молодых хореографов…
Я. В.: Всегда…
WLD: Почему вы их ищете именно в России?
Я. В.: Я ищу их везде: я привожу хореографов из Китая, Индии, Франции, Испании — отовсюду, где это возможно. Я путешествую по миру, встречаю одного, мне нравятся постановки другого, и я стараюсь привезти их к себе в Центр Сюзан Далаль. Бывает и такое, что я слышал о какой-то конкретной работе. Тогда я пытаюсь найти информацию о хореографе и все-все узнать. К счастью, сейчас чаще происходит так, что они находят меня, а не я их, и, безусловно, мне это нравится.
WLD: Насколько важно для учителя знать историю современного танца? Или все дело в технике?
Я. В.: Нет, дело не только в технике. За счет техники танец создается, но важно знать, что стоит за этим и как он возник. История делает вас мудрее и дает больше уверенности в том, что вы делаете. Мы смотрим вперед, но учимся на том, что произошло ранее. Мы несем историю с собой в будущее. И это очень важно, потому что в последнее время сложилась тенденция забывать историю, и хореографы теряются.
WLD: Какой совет вы могли бы дать молодым хореографам современного танца?
Я. В.: Хореограф — это общение, важно четко формулировать все то, что вы хотите сказать. Потому что все мы разговариваем, а когда мы разговариваем, мы двигаемся. И мы разговариваем о движении. Я очень много работаю с хореографами, но зачастую они находятся в смятении, не знают, что делать, но это оттого, что работа у них сложная.
Я бы сказал: будьте честными в том, что вы говорите. Говорите четко. Если будете говорить четко, вас будут правильно понимать. Здесь нет никакого волшебства.
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля Context.