Журналисты деловой газеты Ведомости выяснили, что крупнейшая российская нефтегазовая компания пытается зарегистрировать сразу 29 товарных знаков, в которых присутствует слово «цифровой». Так, можно ожидать, что вскоре Роснефти будет принадлежать исключительное право на использование в названии своих проектов «цифрового клиента», «цифрового бурения», «цифрового шельфа» и пр., что может свидетельствовать только об одном – вполне успешной попытке маркетологов компании угадать с дальнейшим вектором развития отрасли (не пора ли и нам задуматься о «цифровых нефтетанках»?)
Но здесь самое время вспомнить, что ближайшие конкуренты подчиненных Сечина оказались на шаг впереди: первыми в данном направлении стали двигаться представители «Газпром нефти» – компании, которая уже обзавелась официальными правами на товарные знаки «цифровое месторождение», «цифровой завод», «цифровая нефтяная компания» и даже «цифровая нефть»! Более того, в ряду будущих «брендов» ими были зарегистрированы такие новомодные слова, как «вебнефть» и webneft, что уже точно не оставляет никаких сомнений в том, где себя видят российские нефтяники в ближайшем будущем.
Стоит ли полагать, что отечественная нефтянка неизбежно будет подвергнута глобальной цифровизации? По мнению руководителя практики «ТЭК и ресурсы» Андрея Заутера, она решит большинство технологических проблем, но кардинально повлиять на эффективность процессов добычи углеводородов не сможет. Эксперт указывает на то, что полностью переложить всю работу на плечи цифровых автоматизированных систем не удастся, ведь добывающая отрасль по-прежнему нуждается в огромном количестве вспомогательных мощностей и специалистов. Ремонтные работы, мониторинг и реагирование на сбои в алгоритмах технологических программ, замена отработавшего свой срок оборудования, создание и поддержание инфраструктуры – все это пока еще не может обойтись без обычного ручного и интеллектуального труда на уровне человека.
Вместе с тем, никто не отрицает нужность инноваций, и все экспертное сообщество справедливо связывает с ними будущее отрасли. Первые цифровые проекты уже показали свою эффективность и прямо сейчас помогают извлекать больше нефти, находить новые месторождения и даже контролировать процессы, происходящие в нефтеносных пластах.