Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Техногенные пейзажи, результаты анти-абортного закона и репортаж из Курдистана

16 мая был объявлен победитель престижной премии в области современного искусства – Deutsche Börse Photography Foundation Prize. Даша Панайотти, сотрудник отдела современного искусства государственного Эрмитажа, проанализировала проекты четырех номинантов. Проекция сделала краткий обзор на статью. Ссылку на полную версию вы найдете в конце материала.

Фотография инсталляции "Об аборте"
Фотография инсталляции "Об аборте"

Первый номинант — Лайя Абрил (Laia Abril) с книгой On abortion ("Об аборте"). В ней собраны разнородные документы и записанные истории женщин, пострадавших от анти-абортного законодательства. Артефакты, найденные художницей, дополнены лаконичными визуальными образами: типологией самодельных контрацептивных средств или постановочными снимками, реконструирующими сцены из резонансных историй.

Фотография инсталляции "Об аборте"
Фотография инсталляции "Об аборте"

Хотя номинацию получила книга Абрил, наиболее зрелищно её замысел реализуется в форме выставочного проекта. Например, на подиуме в зале установлен телефон: если поднести к уху трубку, можно услышать запись с анонимными угрозами, поступающими в одну из клиник во Флориде.

Фотография инсталляции "Об аборте"
Фотография инсталляции "Об аборте"

Соседствующий с «Об абортах» проект Марк Радуэлла (Mark Ruwedel) играет на контрасте: это меланхоличные, скупые на эмоции виды пустынь и торцов одноэтажек. Радуэлла привлекает то, как человеческое и природное взаимодействуют в современном ландшафте.

Фотография инсталляции Марка Радуэлла
Фотография инсталляции Марка Радуэлла

Сквозная тема проекта — новая, отчасти техногенная, отчасти природная, среда, вступающая в отношения с человеком. Так, например, одна из фотокниг рассказывает историю стриптизёрши, трижды откладывавшей свадьбу с актёром Тедом Джорданом: невеста во что бы то ни стало хотела заключить брак в тот день, когда в стране проводились испытания атомной бомбы, а они из-за плохих погодных условий откладывались. Наконец, взрыв мощностью в 2 килотонны завершился рекордным всплеском радиации, а гостям свадебной вечеринки в Лас-Вегасе был подан торт в форме грибообразного облака.

Mark Ruwedel, Antelope Valley 1438, 2008 © Mark Ruwedel, 2018
Mark Ruwedel, Antelope Valley 1438, 2008 © Mark Ruwedel, 2018

Главная тема третьего претендента, Арведа Мессмера (Arwed Messmer), –  всевидящий взгляд государственной машины, представленных через призму администрирующих систем. В своем проекте он восстанавливает события вокруг леворадикальной организации, занимавшейся терактами и шантажом. Снимки из прессы, освещавшей антиправительственные восстания в 70-е, сопоставляются со снимками из полицейских архивов; колоритные полицейские портреты задержанных, переодевшихся в женское платье, помещены на белый фон и напечатаны в полный рост.

Фотография инсталляции «RAF — No Evidence/Kein Beweis»
Фотография инсталляции «RAF — No Evidence/Kein Beweis»

Находки Мессмера намеренно выдернуты из контекста и проверяют границы нашей способности к адекватной интерпретации — например, маловероятно, что дрэг-наряды у восставших были мотивированы чем-то большим, чем желанием эпатировать общественность, и уж тем более — размышлениями на гендерную тематику. Но, поданная в таком виде, новейшая история приобретает зрительную притягательность. Творческий акт Мессмера заставляет задуматься о том, как же ужасающа современная природа властного, репрессивного взгляда, который с усовершенствованием технологий слежения становится всё более бдительным.

Arwed Messmer RAF No Evidence/Kein Beweis, 2017 © Arwed Messmer: research, concept and editing; source: German Federal Archives, 2018
Arwed Messmer RAF No Evidence/Kein Beweis, 2017 © Arwed Messmer: research, concept and editing; source: German Federal Archives, 2018

Четвёртый проект принадлежит победительнице этого года – Сьюзан Мейсалес (Susan Meiselas). Ее серия In the Shadow of History ("В тени истории") посвящена Курдистану. Мейселас работала над ним два десятка лет, постоянно возвращаясь к своим героям и местам, работая в соавторстве с беженцами. Такой метод работы, в чём-то близкий активизму, позволяет Мейселас вернуть в журналистику гуманизм, в отсутствии которого её зачастую обвиняют.

Фотография инсталяции "In the Shadow of History"
Фотография инсталяции "In the Shadow of History"

В отличие от других участников, кризис фотографии Мейселас преодолевает с минимальными отступлениями от канона документальной фотографии. Если другие номинанты преступают границу между документальностью и постановкой, устраивают полифонию голосов и вместо замалчивания ситуации делают её частью художественного высказывания — Мейселас развивает «гуманистическую» традицию.

Susan Meiselas, Villagers watch exhumation at a former Iraqi military headquarters outside Sulaymaniyah, Northern Iraq, 1991 © Susan Meiselas, 2018
Susan Meiselas, Villagers watch exhumation at a former Iraqi military headquarters outside Sulaymaniyah, Northern Iraq, 1991 © Susan Meiselas, 2018

Выбор жюри Deutsche Börse в пользу американского фотографа Сьюзан Мейселас показывает, что вопросы о роли женщины в современном мире, и в частности — документалистике, актуальны для фотографического сообщества. А также то, что документальную фотографию и работу с архивами рано списывать со счетов.

Читайте полную версию статьи на Проекция.Медиа
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция. Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.