Найти тему
ЭТО Я

Кроссовки будущего уже созданы

Adidas Alphaedge 4D
Adidas Alphaedge 4D

Кроссовки - это новый черный.

Что же нас ждет в ближайшем будущем? Чтобы это понять, стоит оглянуться и вернуться в не столько далекое прошлое – к чему всегда стремились производители спортивной обуви? К хорошей, а то и лучшей амортизации и качественной супинации стопы – то есть ко всему тому, что позволяет твоим ногам проходить как можно большую дистанцию с минимальными потерями в выносливости и силе. Для этих целей на протяжении уже многих лет бренды используют самые разные материалы и технологии: в середине прошлого века появилась пена EVA, в начале семидесятых в Nike изобрели баллон Air, затем Adidas представил систему Torsion, а дальше каких только историй не было: тут и про Zoom Air, и про Boost можно долго говорить. Но все это, по большому счету, разговор примерно об одном и том же, и особых изменений до недавнего времени не наблюдалось.

Технология Air от Nike
Технология Air от Nike

Однако спортивные бренды, конечно, ясно понимают, что на одном увеличении подошвы на Boost или заигрывании с баллонами Air далеко не уедешь, поэтому сегодня речь идет об инновационной вещи – генеративном дизайне. Что такое генеративный дизайн? Это, на самом деле, одно из самых модных направлений среди дизайнеров и инженеров в последнее время. Главная идея этой технологии — инженер или дизайнер не проектирует продукт, а задает нужные параметры и ограничения, после чего программа предлагает готовые оптимизированные решения. В итоге получаются удивительные вещи, более напоминающие природные объекты, нежели творения человека.

Генеративный дизайн в архитектуре
Генеративный дизайн в архитектуре

В отличие от традиционного дизайн-процесса, в котором человек придумывает идею, развивает её, а затем движется к следующей, в генеративном дизайне для определения главных характеристик продукта (и, собственно, дизайна) он использует алгоритмы, то есть он как бы бросает заготовку идеи в кипящий котел, она там варится, и на выходе получается готовый идеальный вариант.

Генеративный дизайн развивается уже больше десяти лет, и его примерами могут похвастаться и New Balance, которые совместно с 3DSystems создала подошву DuraForm Flex, и вот такие Under Armour с решетчатой подошвой, и конечно, нашумевшие Adidas Alphaedge 4d.

Under Armour Architech
Under Armour Architech

Но самый яркий пример — спринтерские кроссовки Nike Zoom Superfly Elite 2016, в которых узор подошвы и расположение шипов созданы алгоритмом специально для ямайской спортсменки Шелли-Энн Фрейзер-Прайс на основе биометрических характеристик её стопы. После каждого забега в новом прототипе кроссовок, алгоритм получал свежие данные и менял рисунок подошвы так, чтобы сделать её легче и прочнее.

Nike Zoom Superfly Elite 2016
Nike Zoom Superfly Elite 2016

Директор дизайн-лаборатории Nike Лисандр Фойе, возглавив ее, решил, что стоит отойти от традиционного поиска и запустил небольшой исследовательский проект — как применить вычислительные методы и генеративный дизайн при проектировании обуви.

Говоря проще: при изменении параметров атлета модель предлагала бы новые варианты дизайна, оптимизированные под персональные особенности.

У Nike есть собственная лаборатория для исследований в области спорта. У них много самой разной техники: например, оборудование для захвата движений. Оно очень похоже на то, которое используют в видеоиграх и анимации.

Спортсмен надевает эластичный костюм со специальными точками, а система захватывает движения тела. Кроме того, у Nike есть сканер стопы, снимающий физиологические данные, а также машины, рассчитывающие силу, с которой атлет наступает на поверхность.

Проект Найки Zoom Superfly Elite 2016 был первый проект с использованием генеративного дизайна.

Cпринтеры бегут по прямой 9–12 секунд, максимально быстро. Они не бегают по мокрой или мягкой земле, а легкоатлетическое покрытие очень упругое — эти критерии позволяют чётко сформулировать дизайн-проблему. То есть то, что этот самый дизайн должен решить.

Лаборатория Nike
Лаборатория Nike

При создании обуви для футболистов, например, нужно учитывать гораздо больше параметров, начиная от разного типа покрытия с разной степенью упругости, заканчивая количеством движений, которые совершает атлет. Со спринтерами всё гораздо проще – они разрабатывали дизайн подошвы, печатали её на 3D-принтере и оценивали эффективность в спортивной лаборатории. Так они последовательно смогли выпустить уникальные пары для каждого атлета.

Что же останавливает бренды, в частности, Nike, массово запустить этот процесс вот уже сейчас, чтобы всех нас радовать суперкомфортными, модными, хайповыми кроссами? Ответ очень простой – время.

Если для обычной пары кроссовок требуется плюс-минус пара часов на изготовление, то с кроссовками с генеративным дизайном все куда сложнее: от пары недель до четырёх лет.

А если же речь идёт об инновационном проекте, требующем новых технологий и инструментов (особенно если пара обуви планируется массовой), нужно время — на прототипирование, тестирование, проверку гипотез и компьютерную симуляцию.

Какой из этого выход? Ответ здесь уже дает Adidas с их свежей стратегией, который как раз включает в себя цифровой дизайн, местное автоматизированное производство и персонализированные продукты.

В конце 2015 года adidas открыла роботизированный завод Speedfactory в немецком городе Ансбах, в 40 км от штаб-квартиры. Здесь машины производят кроссовки под присмотром небольшого количества сотрудников, всего их около 150 человек. Для сравнения: на заводе в китайском городе Дунгуань, где изготавливают обувь для Adidas, работает больше 4000 человек.

Фабрика Adidas Speedfactory
Фабрика Adidas Speedfactory

Первая пара кроссовок сошла с конвейера Speedfactory в сентябре 2016 года. Лимитированную модель под названием Futurecraft MFG (Made for Germany) выпустили тиражом всего в 500 пар.

В Adidas заявляют, что фабрика, которая находится рядом с потребителями, поможет снизить издержки на транспортировку товара и сократить время производства новых моделей. Создание обуви на фабриках в Азии занимает недели, тогда как на роботизированном заводе на это уходят часы. Adidas планирует производить на Speedfactory около полумиллиона пар обуви в год — незначительную часть всего объёма, исчисляющегося сотнями миллионов пар.

Какой из всего этого мы можем сделать вывод? Сейчас происходит настоящая гонка между спортивными брендами, главный приз в которой – мы с тобой. За генеративным дизайном определенно стоит будущее, и тот, кто первый решит проблему ее реализации, станет царем генеративной дизайн-горы.

Что остается нам? Только ждать и наслаждаться тем, что есть есть сейчас. Носками от Vetements, например.

Vetements x Reebok Sock Runner Ultraknit Speed Trainer
Vetements x Reebok Sock Runner Ultraknit Speed Trainer

Вот такой подробный разбор у меня сегодня получился. Подписывайся на канал, тут будет еще много интересного!