Образ профессора Преображенского, созданный талантом Евгения Евстигнеева, настолько обаятелен, что только отвернувшись от экрана и начав анализировать, понимаешь, насколько паскуден этот персонаж.
Оставив в стороне вопрос, почему он профессор (для звания профессора одного ученика маловато, может, когда-то был профессором), рассмотрим всё остальное.
1. Научная работа. Проф. Преображенский проводит поразительную по последствиям пересадку гипофиза от человека к собаке. Пёс превращается в человека. Получившуюся персону проф. Преображенский показывает профессуре, получает положительные отзывы, после чего у него полностью пропадает интерес к продолжению опыта. Получается, проф. Преображенский проводил пересадку, подразумевая просто похвастать перед профессорами произведённым преображением.
Никакого сколько-нибудь научного анализа полученных результатов Преображенский не проводит. Мало того, полученный после пересадки персонаж вызывает у него лишь отторжение, причём по одной простой причине - по-всякому мешает комфорту. Ибо личный комфорт для профессора Преображенского намного предпочтительнее какой-то там науки. Преображенский настолько любит комфорт, что даже не хочет работать вне дома - в каком-нибудь институте, хотя там намного больше возможностей для исследовательской работы.
2. Медицинская практика. Проф. Преображенский - противник провозглашённой правительством политики бесплатной медицины, поэтому предпочитает практиковать на дому. Платно. А поскольку приличную прибыль приносят прежде прочих пациенты с потайными проблемами, проф. Преображенский подвизался на абортах и проблемах в половой сфере. То есть, по сути, полуподпольно помогает покрывать аморальные поступки. И это сын протоиерея.
3. Презрение к пролетариату. Проф. Преображенский провозглашает, что не любит пролетариат, но это он мягко выразился, так как разговаривал с пролетариатом. В узком кругу - с доктором Борменталем - он не стесняется проявлять пароксизмы презрения и пафосно предъявлять претензии пролетариату. Первейшая претензия - к пренизкому в его понимании показателю культуры пролетариев. При этом, обладай сам Преображенский поистину высоким уровнем культуры, он бы заметил, что ведёт себя подобно свинье из басни Крылова "Свинья под дубом". Ибо не обслуживай его прислуга в лице кухарки и горничной, не было бы у него времени поумничать. Вот не нравится ему бескультурье пролетариата, а как бы он запел, если бы остался без ужина потому, что кухарка пошла в театр повышать свою культуру?
Мало того, проф. Преображенский в принципе против повышения культуры пролетариев - постоянно протестует против пролетарского пения. По профессорским понятиям пролетарии пусть подметают, а не поют.
4. Поучатель. Проф. Преображенский полемически вопит на Шарикова, что тот подаёт советы космического масштаба и космической же глупости, при этом сам профессор практикует подобное поведение. Его прославленное "Разруха не в клозетах, в головах" ещё менее осмыслено, чем шариковское "Взять всё и поделить". На дворе 1925 год, экономика доведена до ручки двумя войнами, пожар гражданской войны в России ещё не совсем потух, часть российского пространства под пятой интервентов, золотой запас страны попилен сбежавшими дворянами, Россия изнемогает под жесточайшими санкциями Запада, которому мало санкций, ещё и диверсантов посылает пачками, а профессор видит только одну причину - разруха в головах.
Нет, разруха не в головах, а в голове - голове проф. Преображенского, ненавидящего пролетариат из-за того, что кто-то из пролетариев прикарманил его галоши. Эта разруха в голове, кстати, полностью объясняет отсутствие научного подхода в его опыте с пересобачиванием собаки в человека и обратно.