Найти тему

Командир держал нос лайнера опущеным, пока тот не врезался в землю: официальный отчет МАК о крушении АН-148

11 февраля 2018 года произошло крушение самолета АН-148, Саратовский авиалиний. Страшная авиакатастрофа, унесшая жизни нескольких десятков человек, заставившая скорбить всю страну.

Но что же произошло в тот день, почему самолет упал?

МАК опубликовал официальный отчет, в котором основной причиной авиакатастрофы называются ошибки экипажа.

Самолет вылетел из московского аэропорта Домодедово в Орск. Взлет прошел штатно, при температуре -5 градусов, облачности и осадках в виде снега. Спустя несколько минут после вылета, в кабине загорелся датчик "СКОРОСТЬ СРАВНИ", что означало расхождение показаний скорости разных датчиков.

Пилоты заметили, что скорость самолета меньше рекомендуемой и более того, она начинает падать. Для набора скорости, командир воздушного судна перевел лайнер в режим ручного управления и опустил нос самолета. Однако, это действие не помогло увеличить скорость, что привело пилота в замешательство еще больше.

Он сосредоточил все свои силы на увеличение скорости, игнорируя показания приборов, что привело к потере пространственной ориентировки, или "туннельному синдрому" у летчиков.

-2

Второй пилот заметил что самолет с огромной скоростью летит к земле носом вниз, и пытался указать на это командиру воздушного судна, напоминая о необходимости контроля высоты, но КВС лишь грубо его осаживал.

На высоте 1,5 км над землей в кабине пилотов сработал датчик, указывающий на приближение земли. Тогда, второй пилот начал тянуть штурвал "на себя", пытаясь поднять самолет, тогда как КВС продолжал вести лайнер к земле.

На высоте 300 метров, когда АН-148 вынырнул из облаков и командир увидел землю, он тоже стал тянуть штурвал "на себя", но было уже поздно. Самолет врезался в землю и развалился на множество обломков, которые разбросало на площади более 30 гектаров.

-3

Перед злополучным рейсом, самолет прибыл в аэропорт Домодедово с опозданием почти в 2 часа, в связи с чем, КВС принял решение сократить предполетное обслуживание лайнера и отказаться от противообледенительной обработки. Кроме того, при подготовке к вылету, КВС не выполнил все разделы контрольной карты и не включил обогрев датчиков скорости.

Перед вылетом на экране бортового компьютера горело уведомление об отсутствии обогрева датчиков, но экипаж его не заметил или проигнорировал.

-4
В ходе расследования было выяснено, что игнорирование подобных сигналов было систематическим в авиакомпании. Не задолго до авиакатастрофы, самолет Ульяновских авиалиний взлетал с уведомлением на экране "ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН".

Из-за отсутствия обогрева датчиков, они стали забиваться льдом и показывать не верные значения. Экипаж не понимал что нужно делать, так как такая ситуация не отрабатывалась на тренажере, и более того, они не выполнили действия, прописанные в руководстве, при срабатывании данного сигнала.

КВС просто продолжал увеличивать скорость, опустив нос к земле и ведя самолет к неминуемой гибели.

-5

Расследование также показало, что в авиакомпании не было контроля за уровнем подготовки экипажа, а система управления безопасностью полетов была несостоятельна. Свидетельства авиационного персонала о допуске к полетам, выдавались экипажу, не в полной мере соответствующему квалификационным требованиям.