Найти в Дзене

По спирали ссыльного тракта

Оглавление

Туруханский край (так район назывался до 1928 года) с давних пор использовался властью как место ссылки уголовников и политических противников режима.

Сюда ссылались участники крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева – например, подпоручик Михаил Шванвич. Позже он стал прототипом поручика Швабрина в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». В станке Плахино отбывал ссылку хирург Валентин Войно-Ясенецкий (св. Лука). В селе Курейка – Яков Свердлов и Иосиф Сталин.

История действительно развивается по спирали: в XX веке район принял три волны репрессированных. И связывают их именно с тем, кто сам когда-то оказался в том же качестве на той же земле. В 30-х годах – раскулаченных крестьян. В 1942-м – «неблагонадежных» немцев Поволжья, греков, финнов, калмыков, крымских татар. А в 1948-м – литовцев.

Постой, паровоз…

Волны репрессий схлынули, выбросив в глухую тайгу ржавеющие паровозы, вагонетки, просевшие под тяжестью лет бараки заключенных и вышки охраны. Все это – легендарная «Стройка № 503». Обломки грандиозного и амбициозного проекта строительства заполярной железной дороги длиной 1 260 километров от Салехарда до Игарки. Ее начали прокладывать в 1947 году, и к моменту смерти Сталина отстроили 911 км, двигаясь навстречу друг другу. Всего за шесть лет, без современных механизмов, по вечной мерзлоте!

-2
– Когда управление стройкой перевели в Игарку, она превратилась в сплошную зону, – рассказывает Ирина Шинова, научный сотрудник музея. – По правому берегу Енисея до поселка Ермаково и далее по трассе через каждые 5–10 километров располагались лагпункты. Площадки 500 на 500 метров, огороженные колючей проволокой. Внутри – бараки, штрафной изолятор и столовая. По углам – вышки. А само Ермаково из станка (населенного пункта) превратилось в настоящий 15-тысячный город заключенных, ссыльных и вольнонаемных. Последние сюда активно тянулись – платили им хорошо, давали пайки и земельные участки.

В сентябре 1953 года вышла правительственная директива о консервации дороги. Хотя на уже отстроенную трассу были затрачены колоссальные средства – более 42 миллиардов рублей. Парадокс – консервация требовала 700 тысяч рублей, а достройка обошлась бы всего в 800 тысяч. Но…

-3

Началась ликвидация стройки-гиганта Заполярья. Вывозить технику и оборудование не стали (конец навигации) и просто бросили. В Ермаково склады были забиты полушубками, валенками, спецодеждой – все варварски уничтожили. Рубили топорами, сжигали. Хотя люди окрест, да еще и после войны, жили очень бедно…

Sic transit gloria mundi

-4

Еще одно сооружение, которое вполне могло претендовать на чудо нашей страны света, тоже не дошло до наших дней. Это действительно был шедевр инженерной мысли и технологий, опередивших время. 12-метровый пантеон Иосифа Сталина в селе Курейка.

Сохранившиеся фотографии здания поражают воображение. Фундамент из монолитного железобетона, 200 лиственничных свай, вколоченных в мерзлоту. Стены из такого же бруса, облицовка камнем и цветной штукатуркой с мраморной крошкой, слюдой. Огромные окна от пола до потолка с тремя рядами зеркальных стекол. Они не покрывались льдом даже в самую лютую стужу – между ними циркулировал подогреваемый воздух. Ночью пантеон ярко освещался, запитанный от специально построенной для этого электростанции.

Внутри – избушка местного рыбака Ивана Тарасеева, в которой во время ссылки жил вождь. Красный бархат, паркетная дорожка по периметру, расписной купол, под сводами которого мерцало искусственное северное сияние. Контраст с находившимися рядом развалюхами, сараями и покосившимися заборами был убийственным.

-5

Каждый проходивший мимо пассажирский теплоход делал здесь обязательную остановку. Пассажиров высаживали и проводили для них двухчасовую экскурсию.

После развенчания культа личности десятиметровую скульптуру Сталина, что стояла у входа в здание, утопили в Енисее. Пантеон закрыли. Он постепенно приходил в запустение, разрушался, пока окончательно не сгорел дотла в 1996 году. Sic transit gloria mundi. Так проходит мирская слава…

Агапитовские мученики

В череде боли и страданий, выпавших на долю ссыльных и заключенных Туруханского района, эта история и сегодня ранит душу. В 1942 году на голый, пустынный берег у станка Агапитово выбросили очередную партию спецпереселенцев. 500 человек: немцы, крымские татары, евреи, латыши. Без нормальной одежды, запаса продуктов, инструментов. Женщин, стариков и детей – в том числе грудных. Землянки рыли руками, пока с Большой земли не наладили хоть какое-то снабжение. Первую зиму половина ссыльных не пережила. Их потом так и прозвали: агапитовские мученики. Эту трагедию в своих произведениях затрагивал Виктор Астафьев, другие сибирские прозаики.

«Лжеписатель, вор, плагиатор»

-6

Знаменитый приключенческий роман «Наследник из Калькутты» был полностью сочинен в Туруханском районе – в лагпункте № 6 недалеко от Ермаково. Автор – писатель, журналист, боевой офицер и орденоносец Роберт Штильмарк. За неудачную шутку он получил 10 лет лагерей.

К написанию произведения Штильмарка подбил бригадир, уголовник Василевский. Он рассчитывал послать Сталину роман под своей фамилией и получить за это амнистию. Когда рукопись была готова, даже подослал к Штильмарку наемных убийц. Не вышло. Однако первое издание книги все же отпечатали в Детгизе в 1958 году под двумя фамилиями (сейчас этот раритет хранится в местном музее). Василевский потребовал гонорар.

Но Штильмарк без труда доказал свое единоличное авторство – уже на свободе, в суде. Оказалось, находчивый писатель заранее поместил в текст зашифрованный абзац, по первым буквам каждого второго слова можно было прочесть: «лжеписатель, вор, плагиатор».