К нам часто обращаются родители, которым сложно придумать сюжет для ролевой игры: “надоело все время играть в доктора”, “он просит меня играть в полицию, а я уже не могу одно и то же”.
Зачем же ребенок постоянно просит повторять сюжетно-ролевую игру, почему такие игры необходимы для развития и как сделать их разнообразнее и полезнее для всех участников?
Сюжетно-ролевая игра, в которой присутствует распределение социальных ролей или персонажи - древнейшая форма детской игры. В больших сообществах дети, как правило, играют друг с другом, но при дефиците сверстников рядом они вынуждены подключать к своей игре взрослых. В сюжетно-ролевой игре дошкольники, а с усложнением сюжета - и младшие школьники осваивают социальные модели поведения, принятые в их окружении, а также закрепляют свои представления о том, как устроены отношения между людьми и каких правил поведения в стандартных ситуациях следует придерживаться.
В современном окружении телегероев и интерактивных игр дети предпочитают играть в агрессивных персонажей, действуя практически бесцельно: такие персонажи, как правило, нападают на “врага” и ощущают себя “крутыми” без видимого конфликта, без выстраивания и развития сюжета. Сопровождаются такие игры часто эмоциональными простыми вскрикиваниями: “тыщ!”, “хэ!”, “йа!” и прочими. Но социальные отношения гораздо сложнее, и ролевое взаимодействие в хороших художественных произведениях, не говоря о реальности, тоже сложнее тех образцов, которые копируются детьми. И взрослые при необходимых усилиях способны обогатить игры ребенка, сделав и свою жизнь с ребенком интереснее!
Каким же образом обогатить игру?
- Подсказывайте проблемные ситуации. У водителя может спустить колесо ночью; к продавцу может прийти покупатель, которому все не нравится; супергероя может заколдовать и обездвижить с воздуха пролетающий дрон; любому персонажу может поступить экстра-важное задание от более сильного персонажа. Например, повару может поступить заказ на 100 блюд к вечеру…
- Подключайте диалоги с персонажами, которых физически не может быть в помещении, но которые могут общаться с вами по телефону, мессенджеру и даже в письмах. Такие “удаленные” персонажи могут быть как помощниками, так и соперниками в ваших задачах. Например, хирург делает операцию, а ему все время приходят смс от родственников пациента с вопросами… Такие ситуации можно рассказывать устно - и фантазировать о продолжении игры.
- Подключите к сюжету обучающий компонент. Сделайте так, чтобы ребенку по ходу сюжета было необходимо что-то сравнить, рассортировать, посчитать, прочитать, нарисовать или скопировать.
- Подкидывайте ребенку такие действия, которые его персонаж теоретически может совершать в его жизни: пить кофе, посадить пятно на рубашку, причесываться, звонить другу, подбирать подарок ко дню рождения…
Не забывайте при этом отдаваться игре с ребенком на 100%, при необходимости ограничивайте игру во времени (заранее договорившись о рамках), завершайте ваш сюжет словами “а что было дальше, мы узнаем завтра” - и вам никогда не придется скучать во время сюжетно-ролевых игр!
При цитировании статьи ссылка на этот блог и на сервис IQsha.ru обязательна