В своей предыдущей статье я писала о фирменных поездах, которые курсировали между Санкт-Петербургом и Москвой. Ее можно прочитать здесь.
В этой статье речь пойдет о тех поездах, которые соединяли своими маршрутами разные регионы нашей необъятной Родины с её столицей.
"Байкал"
(Иркутск-Москва-Иркутск)
Этот поезд имеет свою особенную историю. Несмотря на то, что его отменили несколько лет назад, иркутяне до сих пор вспоминают его с любовью и теплом. В 2009 году даже торжественно отмечали 45-летие "Байкала", проведя городской митинг, после которого несколько поколений железнодорожников провели экскурсии в знаменитом поезде.
Любили его потому, что на нем работала бригада проводников, которые сами жили в Иркутске. Они всегда помогали пассажирам передавать посылки и письма в Москву и обратно. В одном вагоне часто ездили целыми семьями или большой компанией друзей, поскольку поезд формировался непосредственно в Иркутске.
В свой первый рейс фирменный поезд отправился 17 июля 1964 года. Состоял он из 9 вагонов, интерьер которых задумывался в сине-голубых тонах, напоминающих волну озера Байкал.
Адам Поляков - первый начальник поезда, вспоминал, что в 1970-х годах "Байкал" привез в Иркутск из столицы вечный огонь и капсулу с землей с места захоронения сибиряков, которые погибли во время Великой Отечественной войны. С тех пор иркутяне делали все, чтобы имя "Байкала" звучало достойно. Тогда в вагонах впервые появились открытки с изображением озера и вывески с расписанием маршрута поезда.
Поезд любили не только жители Иркутска, но и туристы, совершавшие поездки по Транссибу. По мнению иностранцев, это был один из лучших поездов России.
В год поезд совершал более 350 рейсов, перевозя более 250 000 пассажиров. С 31 мая 2010 маршрут поезда продлили до Санкт-Петербурга, теперь у пассажиров отпала необходимость бегать в Москве с вокзала на вокзал, чтобы пересесть на поезд до Северной столицы. Жители Иркутска стали чаще бывать в Петербурге, появилась возможность привозить школьников на каникулах, чтобы те любовались красотами Северной Пальмиры.
Но с лета 2013 года маршрут неожиданно "обрезали" до Новосибирска, а затем поезд и вовсе списали из-за низкой рентабельности и убыточности.
До Москвы пассажиры теперь добираются из Ангарска, где можно сесть на поезда, которые идут из Владивостока, Хабаровска и Улан-Удэ, что накладывает дополнительные траты и неудобства жителям Иркутска.
"Буревестник"
(Нижний Новгород - Москва - Нижний Новгород )
Свое название поезд получил от поэмы М. Горького, который, как известно, родился в Нижнем Новгороде.
По некоторым данным поезд курсировал с 1965 года, но стал фирменным только к 2003 году. Поезд преодолевал расстояние в 442 км за 4 часа 40 минут, развивая максимальную скорость 140 км/ч. "Буревестник" можно назвать экспрессом, ведь самая долгая его остановка Владимире длилась всего 2 минуты.
В состав поезда входили сидячие, купейные четырехместные вагоны, СВ и ресторан. Одним из плюсов, помимо горячего питания, свежих газет и журналов, были удобные диваны в спальных вагонах , которые можно было регулировать, чтобы выбрать наиболее подходящее положение. А чтобы поездка казалась еще быстрее, у проводников всегда были настольные игры, которые пользовались популярностью у пассажиров.
В 1993 году поезд, осуществлявший ежедневные дневные поездки в Москву, отменили. Но в мае 2003 его вернули, причем через год поезд получил "дублера" - фирменный поезд "Буревестник - 2".
Оба поезда в 2014 году отменили - им на смену пришли «Сапсаны». Вагоны лишились своего уникального окраса, став "серой массой" РЖД. Теперь вагоны курсируют по маршруту Москва-Брянск.
"Кубань"
(Новороссийск-Москва-Новороссийск)
Утратив свое название, дизайн и став поездом "премиум" класса, сейчас он продолжает курсировать по маршруту Новороссийск-Москва-Новороссийск. Поезд преодолевал такое немаленькое расстояние всего за 21,5 часа, делая всего 9 остановок, в то время как обычный поезд идет минимум 41 час. В СССР вагоны поезда были окрашены в весьма яркую цветовую палитру:
Позже его перекрасили: красная межоконная линия сменилась на синюю (цвет моря), расширенная желтая линия напоминала о золотых пшеничных полях, а остальное пространство окрасили в светло-серый цвет, символизирующий цвет Кавказских гор.
Поезд располагал несколькими мягкими купейными вагонами венгерского производства, в которых переносить поездку было еще легче. Бригада поезда неоднократно становилась лучшей среди бригад, обслуживающих фирменные поезда. Да и сам поезд становился лауреатом на Всероссийском конкурсе как "лучший фирменный поезд".
В 2005 году отмечалось 40-летие поезда "Кубань". С июня 2009 года поезду присвоили класс «премиум» и перекрасили в корпоративный цвета РЖД.
"Вологодские зори"
(Вологда-Москва-Вологда)
Этот поезд с лиричным названием жители Вологды считали самым удобным поездом, чтобы добраться до столицы России. Курсировал он с 1978 по 2014 годы.
Какова была его изначальная раскраска - неизвестно. К 1990-му вагоны окрасили в зеленый цвет, а вагонные двери в голубой. Название поезда было выделено белым цветом.
Изначальный состав поезда включал в себя вагон-ресторан, спальные купе, СВ и несколько плацкартных, но с 2010 года плацкартные заменили на вагоны повышенной комфортности эконом-класса и включили в состав поезда вагоны для маломобильных пассажиров.
Поезд отменили в 2014 году, так как в столицу можно добраться на проходящих поездах. "Вологодские зори" ходят теперь только перед большими праздниками, когда в стране возрастает пассажиропоток.
«Малахит»
(Екатеринбург-Москва-Екатеринбург)
Можно себе представить каким красивым был поезд с таким названием! Конечно же, интерьеры вагонов и текстиль были оформлены в разных оттенках насыщенного зеленого цвета, столешницы были стилизованы под малахит.
Поезд ходил через день, проходя маршрут за 33 часа. Однако в конце 1990-х годов поезд потерял свою "фирменность", восстановив ее только через несколько лет, в 2001 году. До 2015 года поезд включал в себя только вагоны премиум-класса и ресторан.
С 2015 года поезд постепенно терял свое уникальное оформление, а о том, что он фирменный, напоминала только табличка, расположенная в окне вагона. В 2017 его отменили по причине низкого спроса на билеты.
А Вы ездили на этих поездах? Есть ли у вас интересные истории - делитесь!
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Подписывайтесь на группу Вконтакте!