Сегодня многие предприниматели предпочитают выкупать действующий бизнес, а не открывать его с нуля. Это связано с общим мнением, что риски при покупке готового предприятия намного ниже, и раскрутка уже сформировавшейся компании требует меньших затрат.
В условиях рыночной экономики нередко возникает конфликт интересов: продавец хочет продать подороже, а покупатель – купить подешевле. И чтобы разрешить этот конфликт, существуют методы оценки предприятия перед выкупом. Эти методы включают:
- финансово-экономический анализ субъекта бизнеса;
- оценку активов и пассивов.
Оценка предприятия представляет собой ряд процедур, направленных на определение реальной стоимости компании. Исследование осуществляется в соответствии с определенными методиками, и выбор метода всегда обусловлен целями и потребностями заказчика. Анализу может подлежать как все предприятие в целом, так и отдельные его части. К примеру, оценка доли может проводиться в случае, когда один совладелец (при наличии ДДУ) решает продать свою часть бизнеса.
В каких случаях нужна оценка предприятия
Ситуаций, когда необходима оценка бизнеса, существует множество. Оценка предприятия для выкупа проводится в следующих случаях.
- Раздел недвижимости и имущества между собственниками, когда невозможен выдел доли одного владельца в натуре. При этом производится отчуждение и продажа части бизнеса, соразмерно долевому участию.
- Выкуп ценных бумаг. Цена акций в таком случае не может быть меньше рыночной стоимости – это предусмотрено Федеральным законом «Об акционерных обществах».
- В принудительном порядке выкуп ценных бумаг у миноритарных акционеров.
- Слияние или реорганизация предприятия. В этом случае необходимо определить реальную стоимость субъекта бизнеса для распределения финансовой нагрузки. При отчуждении определенной части предприятия соразмерно ей можно выделить выкупные материальные активы и пассивы.
Методики оценки предприятия для выкупа
В зависимости от причины проведения оценки выбирают определенный метод. Таких подходов к исследованию несколько:
- по аналогии – рассматривается предприятие, которое имеет схожие черты с оцениваемым и было недавно продано;
- по стоимости совокупности активов – каждая позиция оценивается по отдельности, в итоге суммируется общая стоимость;
- по затраченным средствам – оцениваются финансовые и материальные ресурсы, затраченные на создание предприятия;
- сравнение доходности предприятия с актуальной базовой ставкой – рассматривается безрисковое размещение финансов плюс дополнительный желаемый доход. При этом учитываются риски при покупке предприятия (расчетная величина – показатель целесообразности сделки);
- метод замещения – высчитывается открытие подобного предприятия с нуля.
В ходе оценочных мероприятий независимый специалист определяет следующее:
- дебиторская и кредиторская задолженность;
- страховка;
- объекты лизинга;
- ликвидность предприятия;
- факторы, понижающие доходность бизнеса;
- стоимость нематериальных активов (торговой марки, запатентованных авторских ноу-хау).
От того, правильно ли проведена оценка , зависит успешность сделки купли-продажи предприятия. Если оценщик наиболее точно определит реальную стоимость бизнеса, выиграют обе стороны этой сделки: продавец не сможет завысить цену, а покупатель, в свою очередь, не станет ее занижать. Оценка предприятия требует наличия определенного уровня знаний и опыта в данной сфере, поэтому в этой ситуации лучше довериться профессионалам.
Больше полезных статей читайте в нашем блоге на сайте компании "Максард".