Найти тему

Социальный лишай. «Паразиты» – рецензия

Автор текста – Николай Брага.

Семья Ки-тхэка – четверо безработных, но крайне пронырливых персон. Они живут в подвале, перебиваются грошовыми подработками и время от времени мучаются, наблюдая за пьяным быдлом перед своим окном, норовящим оросить уриной всё пространство вокруг себя. Однако на горизонте замаячила возможность вылезти из этой социальной ямы – друг старшего сына Ки-у предлагает тому заменить его в качестве репетитора в доме одной богатой, но наивной особы. Заступив на должность, молодой человек приводит в действие хитроумный план по узурпированию доверия семьи богатеев, что в итоге приведёт к непредсказуемым последствиям.

-2

Режиссёр картины Пон Чжун-хо ещё в далёком 2003 году вписал себя в историю, сняв «Воспоминания об убийстве», ставший классикой не просто корейского, но мирового детектива. Первоклассный триллер «Мать» - так же его рук дело. Позднее он решил попробовать свои силы на голливудской земле и, стоит сказать, весьма успешно. Экранизация графического романа «Сквозь снег» с Крисом Эвансом в главной роли пришёлся по вкусу западной прессе, равно как и «Окча» от Netflix. Теперь же он триумфально берёт Канны снятыми на родине «Паразитами», которым рукоплескали после премьеры 15 минут кряду. Это первая «Золотая пальмовая ветвь» для Южной Кореи (любопытно, что в прошлом году Хирокадзу Корээда «своровал» первую для Японии, обойдя очевидного фаворита, «Пылающего» Ли Чхан-дона). Таким образом Пон Чжун-хо стал национальной гордостью, сняв кино о космополитическом горе.

-3

Тема классовой диспропорции в кино в последнее время встречается всё чаще. Особенно интересно наблюдать за её развитием, когда она находят авторское воплощение от художников с видением. Бедные-богатые, свои-чужие – это магистральные темы не только «Паразитов», но и, например, «Мы» Джордана Пила. При желании между двумя картинами можно найти немало пересечений (самое очевидное – подвал, как символ маргинального), но если в первом случае режиссёр закрепостил себя в рамки пусть и не самого примитивного, но хоррора, то во втором Пон Чжун-хо мастерски жонглирует жанрами. «Паразиты», начинаясь как остроумная комедия про аферистов, гладко перерастает в чёрную комедию, пока не станет будоражащим триллером и не закончится душещипательной драмой. Три ломоносовских штиля разом – низкий, средний и высокий. Эти стыки не заметить невооружённым взглядом. Самый настоящий фокус. Ловкость рук – не иначе.

-4

Даже с учётом жанровой дихотомии, фильм может похвастаться своей доступностью. «Паразиты» имеет все шансы стать народным кино. В нём напрочь отсутствует присущий фестивальному кино апломб. Более того, он иронизирует над привычкой современных кинематографистов всё усложнять и сыпать пустыми метафорами направо и налево. Главный герой в исполнении Ли Сон-гюна (который здесь прелесть как хорош), как только дело доходит до прозрачных выводов, не раз бросает фразу «как метафорично». Даже главная метафора семьи Ки-тхэка как паразитов, живущих в подвале и выживающих за счёт других не нуждается в обосновании. Всё в этом кино сделано для зрителя и не настроено на то, чтобы чесать эго постановщика. Моментами фильм настолько поражает, что способен вызывать мгновенные симпатические реакции организма. Конкретно в тех случаях, когда зритель из хихикающего наблюдателя превращается в соучастника. Пон Чжун-хо очень медленно прощупывает границы этики, под занавес как бы спрашивая – «вам всё ещё смешно»?

-5

Утверждать, что «Паразиты» воспринимаются как хула нынешнему экономическому строю, где бедные становятся только злее, а богатые постепенно лишаются эмпатии, было бы моветоном. Да, вопрос главенства одних над другими явно волнует постановщика, но речь о превосходстве не материальном, а ментальном. Когда одни зажимают нос, учуяв запах другого, а вторые настолько зашоренные, что считают себя недостойными роскошной жизни. Обеспеченные живут на виду с панорамными окнами в домах, пока нищие ютятся в облезлом погребе. Паразиты – это не семья Ка-тхэка, а предрассудки, которые находятся в голове каждого человека и мешают думать иначе. И Пон Чжун-хо нам ненавязчиво намекает, что пора обработать их пестицидами.

-6

В прошлогодних «Магазинных воришках» бедственному социальному положению противопоставляли спасательный круг из семейных ценностей. Похожим образом всё устроено и в этом победителе Канн. Главное различие заключается в том, что у Корээды такая социальная ячейка как семья имеет размытые контуры. Между тем, у Чжун-хо её представители больше напоминают волков, сбившихся в стаю и готовых загрызть любого, кто к ним приблизится. Несмотря на дьявольскую ехидность, «Паразиты» в большинстве своём о победе духовного над материальным и о том, что любовь самая ценная валюта.

-7