Данная статья относится к Категории: Достойная цель
Аристотелевская физика исследует не только структуру физического мира, но и неразумные и разумные существа. Творениям с душой и разумом Аристотель посвящает множество трактатов, самый оригинальный среди которых - трактат «О душе».
Одушевлённые существа отличаются от неодушевлённых тем, что обладают витальным началом - душой.
Что же «такое душа? Отвечая на этот вопрос, Аристотель вписывает её в метафизику гилеморфизма. Все вещи суть сплав материи и формы: потенциальна материя, а форма - активная энтелехия. Для живых существ это означает, что тело есть потенциальный субстрат, форма как актуализация жизни дана в виде души. «Следует считать душу существенной формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, а субстанция как форма есть энтелехия. Душа, следовательно, есть первая энтелехия физического тела, потенциально обладающего Жизнью». Так Аристотель дал душе определение, на многие века ставшее хрестоматийным.
Витальные феномены предполагают наличие некоторого набора постоянных операций. Так, душа как витальное начало имеет способности, функции и ответственные за разные действия части. Основные функции бывают вегетативного свойства (рождение, питание и рост), чувственно-моторного характера (ощущение и движение), интеллектуального свойства (познание, установка, выбор).
В соответствии с делением функций душа, по Аристотелю, имеет три части:
- вегетативную,
- чувственную и
- рациональную.
У растений есть только вегетативная часть души, животные имеют растительную и чувственно-животную душу. У людей есть все три части. Для обладания разумной душой необходимо иметь животную и растительную части. Однако растительной частью можно обладать и без прочих двух...
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы