IRON MAIDEN
The Book Of Souls (2 CD)
℗ 2015 Parlophone / Warner Music Russia 2564602550
6 + 5 tracks = 49'58 " + 42'13"
Альбом группы Iron Maiden «Book Of Souls» на iTunes
Слушать альбом группы Iron Maiden «Book Of Souls» на Яндекс.Музыке
Лидер Iron Maiden, бас-гитарист Стив Харрис, не считается в стране России истинно британским рок-музыкантом. Оно и неудивительно, учитывая личные вкусы местных «музыкальных обозревателей», навязываемые всему нашему обществу как директивные. Но те, кто как минимум уважает классический британский хэви-метал, знают обратное: Стив – истинный рокер островной Империи прежде всего потому, что является музыкантом с корнями. А остальное – это уже проблема «музыкальных обозревателей», что они ничего и никогда не слышали о таких группах, как UFO, Jethro Tull, Genesis и Rush, лондонские концерты которых исправно посещал юный Стив еще в те годы, когда он не был рок-звездой. И Стив прекрасно помнит достижения коллег-конкурентов по NWOBHM («новой волне британского хэви-метала»), которым просто чуть-чуть не повезло в начале 80-х допрыгнуть до тех коммерческих вершин, что покорились Iron Maiden. Ну и, конечно же, музыкантам группы, пусть и давно уж не юношам, очень хочется звучать именно так, как звучали их кумиры лет 40 тому назад… Вот на такие, не сказать чтобы разнообразные размышления наводит новейший альбом Iron Maiden «The Book Of Souls», про который Стив уже высказался в привычном стиле: «Наш новый альбом – это абсолютно лучший альбом в дискографии Iron Maiden. Просто потому, что на нем записаны лучшие песни за всю карьеру группы!» Насчет «лучших песен» Стив несколько лукавит, но что «The Book Of Souls» оказался одной из интереснейших работ в истории великой группы – сомнению не подлежит.
Концертный видеоклип к пьесе "If Eternity Should Fail"
И вовсе не потому, что новинка стала первой двойной студийной работой Iron Maiden с богатырской длительностью 92 минуты с лишним. Если вы уже посмотрели видеоклип к композиции «Speed Of Light», то наверняка обратили внимание, что группа зазвучала неожиданно аналогово и старомодно, прямо-таки в духе кумиров юности гг. музыкантов, а именно UFO. Впрочем, знакомство с «The Book Of Souls» в целом наводит на мысли, что в ходе работы над музыкальным материалом альбом UFO «Lights Out» (1977) присутствовал в студии в качестве источника референс-треков для контроля звука. Однако не он один… Атмосферное гитарно-клавишное вступление к открывающей двойник пьесе «If Eternity Should Fail» слушается позаимствованным из архивов классического Marillion – но настоящий источник вдохновения ясен: конечно же, ранний Genesis. А первая часть гитарного соло в этом же эпическом номере наводит на мысли о том, что Стив очень любит альбом Rush «2112» (1976) не только за структуру композиций… И, чтобы, как говорится, «два раза не вставать», сразу же упомянем, что гитарное трио Iron Maiden на протяжении всех 11 пьес занимается усиленным трибьютостроением в адрес – вы догадались! – Майкла Шенкера образца 1974–1978 годов! Интересно, по собственной инициативе, или потому что так Босс велел? С этой манерой игры очень хорошо корреспондирует звук гитарных обработок – тоже, кажется, как минимум 30-летнего возраста.
То есть получается, что Стив Харрис самим фактом появления на свет «The Book Of Souls» противоречит сам себе: помнится, лет десять назад он обещал, что «в дискографии Iron Maiden будет 15 альбомов!» 15-м оказался сильно неоднозначно воспринятый и публикой, и критикой «The Final Frontier» (2010) и, видимо, Стив решил, что уход на покой на ноте постмодернистских игрищ с NWOBHM-звучанием может повредить имиджу места Iron Maiden в истории британского рока. Поскольку упоминаний о том, что новая работа группы может оказаться последней в дискографии Iron Maiden в специализированных СМИ было предостаточно, решение записать новый альбом, воздающий должные почести не то что отдельным артистам, а духу национальной классической рок-сцены в целом, оказалось очень правильным. И, что неудивительно, без NWOBHM-постмодернизма опять не обошлось: открывающая второй CD пьеса «Death Or Glory» демонстрирует редкий для группы фрукт – маниакальное скоростное метал-буги прямо в духе Tygers Of Pan Tang, а гитарное соло в «When The River Runs Deep» откровенно и радостно цитирует таковое в главном номере группы AngelWitch – а именно «AngelWitch» (1980).
Видеоклип к пьесе "Speed Of Light"
Только не надо думать, что «The Book Of Souls» – это набор трибьютов не самых известных отечественному собрату-металлисту групп и просто тяжеловесных протяженных (привет опять же Genesis!) номеров. Нет, это именно живой и витальный альбом Iron Maiden – той группы, что мы знаем и любим. То, что в ряде пьес Брюс Дикинсон не поет привычным образом, то есть «с выражением», альбому идет только в плюс – вы же не будете требовать, скажем, от Фила Могга из UFO, чтобы он арии распевал? Да, наверное, не все номера с новинки отлично впишутся в концертную программу, но что там окажется явно сочиненная как замена «Rhyme Of The Ancient Mariner» также 13-минутная «The Red And The Black» авторства Стива – сомнению не подлежит. Запоминающийся рифф, лихая вокальная мелодия и такие же хоровые припевы – чего еще желать поклоннику группы? Точно так же хорошо будут звучать на концертах уже упомянутая «When The River Runs Deep», «Shadows Of The Valley» и посвященная памяти Робина Уильямса «Tears Of A Clown» – своего рода осовремененная и малость упрощенная версия «Flight Of Icarus». Пожалуй, единственный номер, который вызывает вопросы – это титульная пьеса, являющая собой среднетемповый эпик, в равной степени отсылающий и к собственной «Powerslave», и к простейшим композициям Rush конца 70-х, но уж слишком явно распадающийся в музыкальном смысле на две практически равных по времени части. И совершеннейшим особняком на альбоме стоит замыкающая его пьеса Брюса Дикинсона «Empire Of The Clouds» протяженностью 18'01". Но, если отбросить лишнее, что окажется, что вот таким протяженным образом музыканты Iron Maiden признались в своей глубокой симпатии к, не удивляйтесь, Jethro Tull. Нет, это не значит, что в пьесе наличествует флейта – но обильный рояль и уместная скрипка во вступлении там присутствуют. Ну а частично кельтская мелодия… спросите лучше о ней у лидера Jethro Tull Яна Андерсона!
Концертный видеоклип к пьесе "Death Or Glory"
Как бы и кому не хотелось обратного, а Iron Maiden записали заметный альбом, от которого замечаниями вроде «работа для безмозглых тинэйджеров с чертями на обложке» (ну как без Эдички-то обойтись?) не отделаться. Причем слышно, что замысел подобного монументального двойника зрел у группы давно – теперь понятно, подготовкой к чему был сольник Стива «British Lion» (2012). Но не только: часть номеров – это классика 80-х на ретро-звуке, да хотя бы те же «Speed Of Light» и «Tears Of A Clown». И, определенно, Iron Maiden очень идет быть ретро-металлической группой! Именно хотя бы поэтому о «The Book Of Souls» будут много говорить и альбом уж точно не пройдет незамеченным. Естественно, в рок-метрополиях…
Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.