Если вы живете в Москве или приезжали сюда, на Курский вокзал, вы не могли не заметить, что скучное, несуразное здание ТРК Атриум преобразилось. Грязно-желтый новострой, от которого раньше хотелось отвернуться или поскорее пройти внутрь, за покупками или в кино, теперь хочется рассматривать, обходить вокруг и изучать.
Это результат проекта ARTRIUM. В 2018 году в Москву, один за одним, прибыли 11 авторитетных героев мирового уличного искусства. За 4 месяца беспрерывной работы художники превратили Атриум в масштабный арт-объект, создав новую Мекку стрит-арта на Садовом кольце.
Куратором проекта стал российский художник-каллиграфутурист Pokras Lampas, а со стороны “заказчика” – управляющий Атриума Павел Чекрыжов. Они хотели показать Москве новое, свежее искусство в том формате, который просто нельзя не заметить: огромные муралы. Для этого были приглашены звезды мировой стрит-арт сцены: Shepard Fairеy, Felipe Pantone, Tristan Eaton, WK Interact и другие. Главная тема, объединяющая работы – Москва, русская культура и важные события в мировой истории, в которых Россия сыграла главную роль. А точнее, личное восприятие каждого художника этой темы.
Выходящих из метро Курская встречает работа топового американского художника Тристана Итона “Продолжать бороться”: космонавт в советской форме, в голове которого зашифрованы символы американских и советских проектов 80-х, связанных с космическими программами.
Эта работа появилась год назад, а в прошлом месяце выяснилось, что это только первая часть триптиха! Слева появилась работа американца Дрю Меритта “Звезда”, в которой его фирменное фотореалистичное лицо вписано в советский костюм для глубоководного погружения 1850 года, создавая рифму с работой Итона. А справа работа Дугласа Стаберна aka Rabi. Основные темы работ его коллектива Cyrcle – двойственность жизни и человеческие состояния. Лично нас этот мурал отсылает к роману “Солярис” Станислова Лема: перед нами то ли космический ученый, то ли фантом, шагающий навстречу неизвестному.
Тему противостояния и войны поднял французский уличный художник WK Interact в своей работе “4 PEACE”. В начале карьеры он увлекся изображением человеческого тела в движении, совмещая в своей технике рисунок и фотографию. Не изменив своему стилю, он в чёрно-белых тонах изобразил прыгающего с высоты человека в военной форме. В следе, который он оставляет за собой, зашифрованы голуби, птицы мира.
Faust из США поэкспериментировал с кириллицей и кока-кольным красно-белым написал “Держи слово”. “Я первый раз сделал работу не на английском, и писать по-русски для меня значит, что я делаю это для именно местных, а не для внешнего мира”, – говорит Faust.
Южноафриканскую художницу Faith47 вдохновили древнерусские шрифты. Обычно она работает с проблемами социальной несправедливости, пытается разоружить стратегии глобальной политики, защищая право каждого на личную свободу. Но Атриму подарила романтичный мурал “Ты разбудила во мне давно забытое”.
В фолк тему углубился чилиец Inti. В одной из самых новых работ на Атриуме его фирменные желтые цветы и флористические узоры стали частью традиционного славянского костюма, а фиолетовые оттенки, тоже привычные для художника, раскрылись космосом на шее девушки. Мурал получил название “Работница” и посвящен безымянным героиням, которые сыграли важную роль в социальных изменениях 20ого века.
Гуру каллиграфити и единственный российский участник проекта Покрас Лампас оформил входную группу в торговый центр. По художественному замыслу эта часть здания представляется как ритмичная архитектурная форма, напоминающая лабиринт, в портале которого встречаются люди со всего мира, с различными культурными кодами и историями. Роспись скрывает в себе ключевые слова, которые объединяют всех нас: ĤØᑭΣ / НАDΣЖДÅ / Надежда, Ł0ƲΣ / ЛЮচØƁb / Любовь, ÇᖇΞА卞Σ / СѺƷDÅƁΔŪ / Создавай.
В мурале главной звезды проекта Shepard Fairey (Obey) наконец-то соединились две вещи, которым давно это было суждено: свои фирменные “плакаты” художник сделал в советской стилистике и с советскими лозунгами.
Самая красочная работа Okuda San Miguel в фирменной полигональной технике в виде разноцветных геометрических фигур и узоров появилась на круглой башне напротив выхода из метро Курская. Художник интересен тем, что сталкивает культуры: одна из его самых масштабных и известных работ – заброшенная испанская церковь, переделанная в скейт-парк, которую он полностью расписал изнутри. На Атриуме, в консервативной России, он создал мурал Free Lovers. но но вдохновить москвичей у него получилось: в своем инстаграме Окуда запустил флеш-моб, попросив целоваться на фоне его граффити и тегать его на фотках.
Про Любовь, а еще Веру и Надежду – работа испанского дуэта художников PichiAvo. Их уникальный стиль деконструирует, а затем соединяет заново классическое и современное искусство, скульптуру и тэги баллончиками, привязывается к месту и социальному контексту. Они умело обыграли стену-гармошку на углу Атриума со стороны Садового, изобразив Эроса, бога любви, и его муз – Красоту и Искусство.
Английский художник Ben Eine решил использовать свой фирменный шрифт и сделал для Атриума две работы: “Moscow Moscow” и “The Greater Good”. Эйн – суперзвезда Британии: в 2010 году его картину "Город двадцать первого века" премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон вручил президенту Бараку Обаме в качестве официального подарка. Также Эйн создал самое большое граффити в мире – “Create”.
Муралы на Атриуме обыгрывают архитектуру здания, как бы помогая нам обратить на нее внимание. Например, вы раньше замечали круглую башню со стороны Садового? Ее для нас подсветил америнканец Тристан Итон своей работой “Башня”. Это вторая работа из триптиха, который он задумал для Атриума, помимо космонавта “Продолжай бороться”, о котором мы писали выше
C архитектурой работает и Фелипе Пантоне из Валенсии, который расписал торец здания. Он решил не привязываться к теме и бахнуть мурал в своем стиле: “Невозможно предсказать, что подумает общество о твоем произведении. Поэтому я стараюсь создавать искусство, которое принадлежит настоящему времени. Мне все равно, где я: в Токио, Аргентине, Москве… Я говорю в первую очередь с поколением”.
Верным своему стилю остался и Haculla, профессиональный скейтер и модельер, самый традиционный и самый брутальный стрит арт художник в коллекции Artrium. Его стиль «успеть, пока не поймали» буквально пропитан духом улиц Нью-Йорка, а работы выполнены по классическим законам жанра. Сегодня его вещи и картины продаются в самых элитных районах мировых мегаполисов, а увидеть роспись в Москве можно на выездной группе подземной парковки "Атриума".
“Здорово, что Атриум берет граффити и показывает его горожанам, объясняя, что это не хулиганство и вандализм, а искусство лучших художников нашего времени в том виде, в котором оно интересно молодежи сегодня”, – считает Тристан Итон, и мы с ним согласны.
Главное – “Artrium” еще не закончен. Вторая волна художников уже с начала лета работает в Москве, чтобы завершить этот поистине масштабный проект. Ждем с нетерпением и будем держать вас в курсе!
Автор — Дарья Ильяшенко.
Подписывайтесь на наш телеграм канал "Бэнкси Плачет"