О традициях, обрядах и особенной кухне праздника поведал знаток истории и организатор фестиваля Ивана Купалы Александр Осташков.
– Александр Валерьевич, расскажите, как появился праздник?
– Традиция празднования Ивана Купалы восходит к началу истории человечества и основана на поклонении силам природы, от которых сильно зависела человеческая жизнь и её развитие. В этом кроется причина традиции коллективного празднования Ивана Купалы, так как и противостоять силам природы и воспользоваться ими, можно было только совместно, помогая друг другу.
Как известно, смена времён года, теплого, холодного времени, сроков посевных и уборочных работ жестко связаны с солнечным циклом. Не случайно с незапамятных времён люди разных народов северного полушария в дни летнего солнцестояния с особой радостью отмечали главный праздник лета. Во многих местах его называют по-разному, а на Руси он получил название «Купала».
Возможно от того, что солнце в это время находится в наивысшей точке небосклона – в «куполе»? Праздновался он в честь Солнца и воды, дающих начало всему живому. В дни расцвета сил природы, наполненные солнцем и особой энергетикой роста люди, совместно с любимыми и близкими, стремились впитать в себя эту живительную энергию, тепло и радость, настроиться на реализацию новых жизненных планов.
– Как к празднованию Дня Ивана Купалы относятся православные?
– Хочу подчеркнуть, что, по сути, праздник межнациональный и внерелигиозный, поскольку связан с астрономическим явлением – летним солнцестоянием, которое не зависит от людей, их взглядов, но значительно влияет на их жизнь. В ряде стран он и сейчас является официальным праздником – выходным днём.
Название «Купала» считается дохристианским. С пришествием христианства на Русь этот праздник совместили с чествованием Рождества Иоана Предтечи (Крестителя), крестившего Христа в водах Иордана, и праздник получил название «Иван Купала». С принятием григорианского календаря это празднование сместилось на две недели с 21-24 июня на 6-7 июля.
В календарном цикле он симметричен Рождеству или языческой Коляде, совпадающими с зимним солнцестоянием.
– Какие есть традиции в день Ивана Купалы?
– У многих народов основные традиции и ритуалы празднования сходны и связаны с водой, огнём и зеленью. Само празднование происходило обычно на природе у воды, на относительно свободном месте, например, поляне. Украшение берёзок символизировало расцвет природы, катание огненного колеса в реку – смену времён года (прохождение солнца по небосводу), соединение стихии огня и воды как мужского и женского, дающих начало новой жизни.
Также в День Ивана Купалы были приняты купания и обливания водой. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
Кроме того, вода на Купалу наделялась живительными и магическими свойствам. Считалось, что вода, набранная из источников на Ивана Купалу обладала чудодейственной и магической силой. А многие даже старались искупать в росе после Купальской ночи. В купальскую ночь также часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Купальский венок был обязательным атрибутом для женской части праздника. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению витьё, плетение.
Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево. Одним из главных символов Купалы был цветок Иван-да-Марья, который символизировал магический союз огня и воды
– А как же хороводы, прыжки через костер?
– Да, главной традицией праздника, конечно, были хороводы и игры, в которых участвовали как парни, так и девушки, которые могли показать себя во всей красе, сою удаль, ловкость, силу, грацию. Эти элементы празднования «работали» на объединение, сплочение людей.
И конечно же, купальский костёр, который символизировал разгорающееся и убывающее солнце. Кроме того, огню всегда приписывали очистительную силу. Причём многие ещё и сейчас стараются разжигать костёр «живым» огнём, добываемым трением.
Многим знаком такой ритуал этого праздника как прыжки через костёр. Прыгали и парни и девушки, но чаще всего парами, считалось, что если руки не расцепятся, то быть людям вместе.
Также наверняка все слышали о такой традиции, как поиск парами цветка папоротника, который якобы расцветает в ночь на Купалу. Уверен, что наши предки не были настолько тёмными, чтобы не знать, что папоротник не цветет. Эта игра имела глубокий смысл, собственно как и все купальские ритуалы.
Нахождение цветка папоротника — это, прежде всего образ нахождения себя, своей любви, своих лучших чувств. Если два человека почувствуют, что им хорошо вместе — это будет значить, что они уже нашли этот цветок.
– Что готовят на Купалу? Есть ли какая-нибудь особенные рецепты?
- На Купалу в ряде областей готовили «Кулагу» – кисло-сладкую кашу, которую варили из гречневой или ячневой муки, иногда добавляли квас, часто – ягоды. Важным блюдом была, так называемая «обетная» ячневая или ячменная каша, в которую нередко добавляли мёд и сухофрукты.
На столах могло быть мучное клёцки, вареники, блины, лепёшки, пироги и «хворост», а также сырники. Готовили традиционные кисели, квасы, медовуху. Причём старинный кисель, это не то жидкое блюдо, к которому мы все привыкли, а весьма густое как студень. Помните же в сказке – «молочные реки, кисельные берега»? Ну и конечно, какой же традиционный праздник без травяного чая, особенно иван-чая (кипрея).
Кстати, считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днём до обеда, а некоторые по утренней росе.
Если вам понравилось, отблагодарите «лайком» и подпишитесь на Дзен-канал – помогите его развитию. Прочитать другие интересные статьи вы можете на нашем сайте zennews.ru.
Мы же благодарим Александра Осташкова за интересное интервью. С вопросами к Александру Валерьевичу можете обратиться в группе «ВКонтакте».