Сейчас слово "скептик" часто применяется в обыденной речи и означает человека, который во всем сомневается. А в Древней Греции и Риме это было обозначением принадлежности к определенному философскому учению - скептицизму. Сформулированное поначалу Пирроном и Тимоном (их называют старшими скептиками), это учение существовало до конца античности, и свое финальное выражение получило как раз у Секста Эмпирика, коего и называют младшим скептиком (наряду с Энесидемом, Агриппой).
Секст Эмпирик жил во второй половине II века, когда эллинистические учения находились на исходе. Какие-либо подробности о его жизни не сохранились. Скорее всего, он жил в двух интеллектуальных центрах античного мира - в Афинах и Александрии. Тогдашние философы были очень мобильны и редко сидели на одном месте (Сократ - исключение), так что и Секст мог часть жизни прожить в одном городе, другую - в другом.
Словом "эмпирик" тогда называли врачей. Профессия пристала к имени философа, и, во всяком случае, мы можем точно сказать, что он не только писал философские труды, но и лечил людей, притом это занятие современниками ценилось больше.
Тем не менее вклад Секста в сохранение философского наследия трудно переоценить. Он огромен. Дело в том, что мыслитель взял на себя сложный и нудный труд - он систематизировал философские учения, существовавшие до него. Если бы не Секст Эмпирик, многие фрагменты текстов других философов, например, Гераклита, Демокрита, Ксенофана, до нас бы не дошли или дошли в более усеченном виде. Кроме того, он изложил свое понимание скептических идей.
Свои тексты Эмпирик строил так: он анализировал учения своих старших единомышленников-скептиков и критиковал воззрения философов других направлений. В любом случае он сперва подробно излагал их суть, иллюстрируя ее цитатами из трудов обсуждаемых авторов. Потом он анализировал и критиковал.
Его труды делят на два цикла. Первый состоит из 11 книг , где первые шесть называются "Против ученых". Тут Секст Эмпирик обрушивается на современное ему образование. Остальные пять книг цикла посвящены критике соперничающих со скептицизмом школ философии, например, эпикуреизма, стоицизма и т.д. и называются "Против догматиков".
Эти учения он рассматривает с точки зрения трех проблемных вопросов: логики, физики, этики. Структура книг Секста Эмпирика очень четкая, за что его и обожают историки философии и все, кто хочет разобраться в античной мысли.
Второй цикл - "Пирроновы положения". Как можно догадаться из названия, он посвящен конкретно скептицизму. Здесь три книги. Они раскрывают сущность учения, его методы, приводятся сравнения с другими учениями и т.д. Все очень четко, даже скрупулезно. Воистину Секст Эмпирик был перфекционистом от философии!
Написав все эти труды, Секст Эмпирик, в лучших традициях скептицизма, заявил, что он сомневается в собственных воззрениях. Что не умаляет его значения, конечно. Он считал, что философ должен быть невозмутим в любых ситуациях. Абсолютной истины нет, так что волноваться не стоит. Как не надо и биться головой о стену, пытаясь кому-то доказать свою правоту и убедить его в том, что он не прав. Это бессмысленно. Любое мнение имеет право на существование. Он потому так критиковал догматические учения, что они не оставляют право иметь иное мнение.
Вот так думал Секст Эмпирик. Молодец же?
Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:
Праздник с точки зрения культурологии
Зачем нужны социальные институты