С тех пор, как зародилось судоходство на Черном море, здесь затонули сотни кораблей. Вспомним самые известные крушения, причины которых по-прежнему остаются загадкой.
В 1994 году вышла документальная книга «Катастрофы в Черном море», написанная авторским коллективом под руководством Евгения Шнюкова. В ней приводятся десятки трагических случаев, причем далеко не все из них произошли в военное время. Над причинами некоторых кораблекрушений человечество ломает голову по сей день.
Кто потопил «Императрицу Марию»?
Истории судна «Императрица Мария» посвящают фильмы, книги, телевизионные передачи. Линкор затонул в 1916 году во время Первой мировой, забрав с собой на дно более 200 человек. Трагедия произошла 7 октября в Северной бухте Севастополя: загорелись погреба боеприпасов в носовой части судна. Несмотря на все усилия экипажа, потушить пожар не удалось — раздался взрыв, вслед за которым линкор начал тонуть.
Неподалеку от «Императрицы Марии» на рейде стоял линейный корабль «Евстафий». В его вахтенном журнале есть запись о трагедии, судя по которой, взрывов было много и они начались еще до пожара. Неизвестному фотографу, находящемуся на берегу, удалось запечатлеть взрывы - эти снимки в сороковых нашел историк Анатолий Елкин. По его мнению, которое он излагает вполне аргументированно, имела место немецкая диверсия.
Чтобы выяснить, почему затонул линкор, собрали комиссию, но эксперты не пришли к общей точке зрения...
«Новороссийск»: а была ли диверсия?
Спустя 39 лет в той же Севастопольской бухте затонуло еще одно судно, что дало огромный простор для домыслов любителей мистики. Прежде чем попасть по репатриации в распоряжение советского ВМФ, линкор «Новороссийск» более 40 лет принадлежал итальянцам и звался «Джулио Чезаре». До трагедии, которая произошла в ночь на 29 октября 1955 года, «Юлий Цезарь» тонул дважды, в 1940 и 1945 годах, и оба раза его поднимали на поверхность.
Правительственная комиссия пришла к выводу, что в роковую ночь сработала немецкая донная мина. «Новороссийск», пораженный взрывом, опрокинулся; погибло более 800 человек, среди которых были члены экипажа не только линкора, но и спасательных судов.
Виновными в крушении признали командование линкора и Виктора Пархоменко, руководившего Черноморским флотом. При этом специалисты не могли не отметить того факта, что «Новороссийск» уже в свои «итальянские» времена был словно предрасположен к катастрофам.
Долгое время была актуальна версия о том, что в судьбу линкора и экипажа роковым образом вмешались диверсанты. Версии выдвигались разные: атака карликовой подлодки; теракт, в котором могли быть замешаны итальянцы, англичане или даже советские граждане, решившие скомпрометировать адмирала Кузнецова. Некоторые считали, что, прежде чем передать линкор Советскому Союзу, в его корпусе спрятали заряд, который и взорвался в ту ночь.
«Нахимов» и «Васев»: 423 погибших
В 1986 году на подходе к Новороссийску не смогли разойтись теплоход с пассажирами «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев», который вез 28 тысяч тонн ячменя. Погибло 423 пассажира и члена экипажа «Нахимова». Всего на борту теплохода было 1243 человека. Известно, что на нем должны были плыть Лев Лещенко и Владимир Винокур, но они задержались в Абрау-Дюрсо.
Прежде чем попасть в Советский флот по репатриации, «Нахимов» был «Берлином». Его спустили на воду в Германии в 1925 году. Спустя 20 лет, будучи плавучим госпиталем, судно было затоплено — его подняли со дна только через два года. Отремонтировав, его передали в СССР.
Экспертная комиссия посчитала, что столкновение произошло по вине обоих капитанов. Каждый из них получил по 15 лет заключения, но в 1992 году оба были освобождены. В настоящее время «Нахимов» покоится в Цемесской бухте, на глубине 47 метров.
Понравилась статья? - ПОСТАВЬ ЛАЙК!
ПОДПИШИСЬ на канал, чтобы читать другие интересные статьи!