Найти в Дзене
Психология игры

К вершине через поражение: проигрывать - полезно?

Привет! Сегодня расскажу тебе, почему надо больше проигрывать. Да-да, ты не ослышался. Ну а если ты такой мастер, что уже проигрываешь половину игр - то все может быть не так плохо, как тебе кажется. С этой статьи начинаю новую серию - к вершине через поражение. Буду рассказывать о том, почему стопроцентный винрейт - это миф, обучиться без падений невозможно, а поражениями надо гордиться. Тема большая, так что в этой статье проскребусь по поверхности, а потом уже буду подробно обо всем рассказывать в следующих выпусках. Пробегусь вкратце по основным моментам. Некоторые из этих тем достаточно сложные, поэтому постараюсь на пальцах. Если тебе кажется, что я объясняю все очень примитивно - так оно и есть. Но тогда ты, скорее всего, и без меня понимаешь этот конкретный момент, вот и молодец, рад за тебя. Для начала вброшу немного плоской и унылой математики, точнее, статистики. Поехали: в большинстве командных онлайн-игр есть две команды - твоя и вражеская. Если играешь на своем уровне, то
Казалось бы, причем тут Ваха?
Казалось бы, причем тут Ваха?

Привет! Сегодня расскажу тебе, почему надо больше проигрывать. Да-да, ты не ослышался. Ну а если ты такой мастер, что уже проигрываешь половину игр - то все может быть не так плохо, как тебе кажется.

С этой статьи начинаю новую серию - к вершине через поражение. Буду рассказывать о том, почему стопроцентный винрейт - это миф, обучиться без падений невозможно, а поражениями надо гордиться. Тема большая, так что в этой статье проскребусь по поверхности, а потом уже буду подробно обо всем рассказывать в следующих выпусках.

Не в тему, просто песня хорошая.
Не в тему, просто песня хорошая.

Пробегусь вкратце по основным моментам. Некоторые из этих тем достаточно сложные, поэтому постараюсь на пальцах. Если тебе кажется, что я объясняю все очень примитивно - так оно и есть. Но тогда ты, скорее всего, и без меня понимаешь этот конкретный момент, вот и молодец, рад за тебя.

Для начала вброшу немного плоской и унылой математики, точнее, статистики. Поехали: в большинстве командных онлайн-игр есть две команды - твоя и вражеская. Если играешь на своем уровне, то есть по ощущениям обе команды примерно наравне, логично предположить, что из сотни игр пятьдесят выиграете вы, а оставшиеся пятьдесят - они. Ужас, да? Значит, не получится каждую игру выиграть, хоть перенадорвись. Матан - штука хладнокровная и бессердечная.

Получается, что никто никогда не поднимается по ладдеру и все сидят на своем ММР до скончания века? Нет, не совсем. Конечно же, если игра командная, то кто-то играет чуть-чуть лучше. И выигрывает чуть больше половины игр, поднимаясь по рангам. И вовсе необязательно побеждать в каждой игре, чтобы расти, достаточно иметь маленький плюс, пять-десять процентов, чтобы на дистанции выехать наверх. А еще есть система Эло, которая награждает за хороший винрейт и подтягивает еще выше.

Как видим, не все потеряно! Но что делать, если на дистанции ты сидишь на месте или, боже упаси, сливаешься вниз? Значит, надо играть лучше. А чтобы играть лучше, надо понимать, почему ты проигрываешь. И нет, не Вася Пупкин слил тебе катку, а ты сам тоже ошибку совершил где-то. И раз винрейт низкий, значит совершил ты ее так или иначе в каждом матче. Значит, надо ее найти и попытаться не совершать.

В большинстве современных киберспротивных тайтлов есть функция просмотра повторов матчей, ей можно пользоваться и смотреть, что ты делаешь не так. Конечно, недостаточно просто найти ошибку, еще надо ее исправить. В этом тебе поможет система deliberate practice, или намеренной практики. Она знакома всем художникам, музыкантам и спортсменам. Нашел проблему - делай упражнения по этой теме. Не переусердствуй, главное в игре все равно удовольствие от процесса. Но понемногу, каждый день, с фокусом на конкретном моменте - и через две-три недели станешь лучше играть.

Шинья Когами не бьет людей ногами.
Шинья Когами не бьет людей ногами.

Что же в результате? Во-первых, все проигрывают. Даже великие мастера. Иначе как бы они стали мастерами? Во-вторых, весь путь гораздо важнее конкретного шага. Именно движение к конечной цели определяет, победил ты или проиграл. А проиграть ты можешь лишь сдавшись, и никак иначе. В-третьих, есть железная статистика. Если ты проигрываешь половину игр - ты уже достиг своего текущего уровня. Выше будет сложнее, ниже - скучно. Хочешь подняться? Учись.

На этом все, в следующих выпусках разберу темы по косточкам. Можешь посмотреть Рокки(1976), или любое спортивное аниме, для мотивации. Если интересно - подпишись на канал и не пропускай следующие выпуски!

GLHF,