Когда я был моложе, я практически не читал художественные книги. Я был уверен, что это пустая трата времени. Я был слишком занят чтением нон-фикшена, который, как мне казалось, поможет мне улучшить свою жизнь, свой бизнес, свои отношения и понимание мира в целом. Кто бы стал тратить время на выдуманные истории?
Я не читал романы до тех пор, пока пять лет назад не заинтересовался художественной литературой. На это у меня появилась довольно веская причина: я захотел усовершенствовать свои писательские навыки, а в ряде книг о письме говорилось о том, что художественная литература как нельзя лучше подходит для этого. По всей видимости, если перевести на язык бейсбола, то писать нон-фикшен — это как национальная лига с точки зрения профессионализма и сложности. А вот художественная литература - суперлига, это буквально уровень чемпионата мира!
Позже, во время исследования и работы над книгой «Тонкое искусство пофигизма», я глубоко увлекся художественной литературой. Чтение романов стало для меня прекрасным способом отвлечься и освободить свою голову от всех этих философских концепций и психологических (не путать с логическими) аргументов, которыми я был одержим. И хоть я читал художественную литературу до этого, именно в тот момент она засияла для меня новыми красками, и я проникся к ней уважением, которого у меня до этого никогда не было. И не постесняюсь сказать, я открыл в ней некоторые преимущества, о которых раньше и не подозревал.
1. Ты никогда не сможешь полностью понять человека
Я помню как в университете мой учитель английского языка повторял дурацкую фразу: «мы читаем книги, потому что мы не можем до конца понять людей». Это одна из тех крылатых истин, значение которой понимаешь только с возрастом.
Мы стремимся сами выбирать людей в нашей жизни. Я имею в виду, что мы склонны завязывать дружбу с людьми, которые разделяют наши интересы, наши взгляды и наше восприятие. Мы стремимся найти знания, которые бы подтвердили наш прошлый опыт и устоявшиеся убеждения. Нам не очень хорошо дается разнообразность. Это не то, что для нас естественно.
Я думаю, что рассказывание историй в различных проявлениях (кино, речь, письмо) — это прекрасный способ заставить человека рассмотреть другие точки зрения и попробовать порассуждать за пределами своего скудного жизненного опыта. Я никогда не задумывался о том, что значит быть афроамериканцем в США в эмоциональном плане до тех пор, пока не прочитал «Человека-невидимку» Ральфа Элиссона. Я не осознавал того, насколько относительно и условно большинство исторических сведений, пока не прочитал «Войну и мир» Толстого. И я не размышлял о неромантической стороне войны, пока не прочитал «Вещи, которые они несли с собой» О´брайена или «На западном фронте без перемен» Ремарка.
Во многих отношениях эти истории воспринимались намного правдивее, чем любая нехудожественная книга по одной простой причине: они заставили меня испытать то, что было за пределами моей досягаемости. Книга этим и отличается, что она позволяет временно оказаться в мыслях ее автора. И через свое воображение мы можем пережить самый настоящий опыт других людей. Это может показаться знакомым, потому что это и есть человеческая эмпатия.
2. Чтение художественной литературы увеличивает уровень эмпатии
Средневековая Европа была невероятно жестокой. Людей публично сжигали живьем, мучали ради забавы, избивали, обливали смолой, пытали и растерзывали по всему континенту. Бытовое насилие было безудержным. В детоубийстве не было ничего необычного. Войны практически не прекращались.
Затем в начале XVIII века все начало меняться. Публичные казни стали менее частыми. Люди перестали верить в ведьм (или сжигать их живьем), пытки перестали быть развлекательным времяпрепровождением, как это было раньше. Есть много теорий и причин, почему это произошло. Но одна из самых нетривиальных поражает своей простотой: люди начали читать.
Печатный станок был изобретен в 1440 году, однако понадобилось еще пару сотен лет, чтобы он широко распространился и использовался не только для печати библий. Также понадобилось несколько столетий, чтобы большая часть населения стала грамотной. Отчасти это произошло благодаря настаиванию протестантов на образовании для всего населения, а не только для представителей духовенства. Это привело к тому, что к началу XVIII века люди уже начали читать большое количество книг, романов и периодических изданий. И это не совпадение, что примерно в это же время появились такие европейские классики как Диккенс, Гете и Флобер.
И это также не совпадение, что люди стали менее жестокими, а наоборот, более сочувствующими. Не только в социальном отношении, но и в политическом и экономическом. Люди начали осознавать, что и другие тоже имеют свой внутренний мир, к которому нужно проявлять уважение и сострадание. Да здравствуют просвещение и права человека! Позор графу Дракуле!
Вот поэтому так важно читать фикшен: он тренирует наши эмпатичные мускулы. Он учит нас видеть мир таким, каким его видят другие люди. Он учит уважать взгляды людей и их мировоззрение, даже если мы не согласны и не принимаем их.
3. Чтение книг — это, вероятно,самая здоровая форма эскапизма
Но когнитивные преимущества чтения литературы идут далеко за пределы эмпатии. Чтение улучшает нашу способность общаться, рассуждать, повышает нашу креативность и способность видеть связь между событиями.
Чтение — это как делать отжимания для нашего разума. А чтение хорошей литературы подобно отжиманию без боли и напряжения.
Просмотр телевизора делает нас пассивными и податливыми к навязыванию. Мы становимся как пустой сосуд, наполняемый чем попало. Также и музыка, несмотря на ее увлекательность, она является абстрактной и бесформенной, она не наполняет наш разум содержанием, а завладевает нами лишь поверхностно.
Но чтение требует активного участия от нашего мозга каждую секунду. Художественная литература позволяет практиковать эту вовлеченность и в то же время дает возможность развеяться подобно другим видам развлечения.
Проще говоря, это самый лучший способ отвлечься, сбежать от повседневных забот и одновременно улучшить свои когнитивные способности. Для заядлого охотника за самосовершенствованием — это самый эффективный способ отключиться на 30 - 60 минут и тем самым сделать себя лучше.
Книги, достойные того, чтобы их прочесть
Я завершу эту статью моими любимыми книгами. Я уже перечислил некоторые выше, но именно эти доставили мне больше всего удовольствия:
- Лев Толстой, «Война и мир». Я уже упомянул эту книгу, но делаю это еще раз, потому что это невероятно эпичное чтиво как по смыслу, так и по подаче.
- Кормак МакКарти, «Дорога». Возможно, это самая мрачная и сентиментальная постапокалиптическая книга, которую ты когда-либо прочитаешь.
- Халед Хоссейни, «Бегущий за ветром» и «Тысяча сияющих солнц». Обе книги – это совершенно фантастический и душераздирающий взгляд на повседневную жизнь в Афганистане во время разваливания страны на части.
- Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества». Пестрая и дерзкая книга о латинской культуре, повествующая о чокнутой колумбийской семье сквозь полдюжины поколений.
- Энтони Дорр, «Весь невидимый нам свет». Одна из моих недавно прочитанных книг, которая рассказывает о детях во Франции и Германии во время Второй Мировой Войны.
- Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо». Тот случай, если ты захочешь прочитать массивную 1200-страничную книгу, она читается на одном дыхании, и от нее тяжело оторваться. Шедевр по праву.
- Милан Кундера, «Невыносимая легкость бытия». Об одержимом сексом мужчине, застрявшем в контролируемой Советским Союзом Чехословакии.
- Брет Истон Эллис, «Американский психопат». Намного лучше и безумнее фильма. Пугающая сатира на американскую культуру становится, кажется, все более актуальной.
- Чак Паланик, «Удушье». Автор «Бойцовского клуба». Отличный пример его безумного и непредсказуемого авторского стиля. К тому же очень быстро читается.
- Эрнест Хемингуэй, «Старик и море». Одна из самых мощных книг, которые я когда-либо читал. Книга короткая и простая. Первым делом нужно прочесть именно ее, если никогда не читал Хемингуэя, и хочешь узнать, почему вокруг него такая шумиха.
Автор: Марк Мэнсон