Найти тему
ЩУКАrt

О ПОДДЕЛКАХ. ЭРИК ХЕББОРН.

Меня очень увлекает тема подделок и фальсификаций в искусстве. Поэтому хочу ввести такую рубрику - «О подделках».

Эрик Хебборн за работой.
Эрик Хебборн за работой.

Для меня стало открытием, что многие фальсификаторы начинают заниматься подделками не ради денег. Их мотивы разнятся, это могут быть гнев, зависть, честолюбие (практически список смертных грехов собирается :)). К примеру, мотивом Эрика Хебборна была месть. Он желал отомстить всему искусствоведческому сообществу и доказать им, что они не на того напали, что он обведет их вокруг пальца!

Но давайте по порядку.

Эрик Хебборн начал свою деятельность после обмана галереи Колнаги. Галерея Колнаги — это одна из крупнейших галерей в Лондоне, которая существует до сих пор. Он любил ходить по блошиным рынкам и однажды наткнулся там на несколько рисунков, которые Хебборн купил и отнес в галерею на экспертизу. В ответ, галерея Колнаги признала рисунки приемлемыми и купила их за небольшую сумму. Небольшую, но превышающую затраты Хебборна. Однако, спустя какое-то время заглянув в галерею, Хебборн обнаружил, что эти рисунки продаются за тысячи фунтов — на порядок дороже, чем ему заплатили. Разумеется, Эрик Хебборн был в ярости и решил отомстить “экспертам”, проучить их, начав с экспертов галереи Колнаги. А потом расширил свою сферу деятельности, нацелившись на искусствоведов вообще.

То есть, выдавая свои работы за произведения старых мастеров, он убеждался в некомпетентности арт-дилеров и получал безмолвную похвалу своему таланту. А финансовая часть для него шла бонусом.

Как работал Эрик Хебборн?

У Хебборна был талант к живописи (который проявился еще когда он был в детской колонии за поджег, но это уже совсем другая история, которую я расскажу в другой раз). Он работал в разных стилях и периодах, но все же специализируясь на рисунках старых мастеров. Он не просто воспроизводил произведения, он создавал новые и использовал “ловушку провенанса”, чтобы подвести реальную базу под фальшивую работу.

Одним из самых сложных моментов в фальсификации является провенанс. Провенанс — это история владения художественным произведением. Чтобы работу приняли за оригинал, важно доказать, что она была написана во время жизни художника, потом где-то хранилась до настоящего момента, косвенно ответить на вопрос «почему картину нашли только сейчас?» и так далее.

Хебборн изготавливал рисунки-наброски.

Как правило, он посещал какой-либо крупный музей и изучал творчество Великих. А потом создавал рисунки, выдавая их за подготовительные наброски к знаменитым картинам.

Дело в том, что мало кто из мастеров хранил свои рисунки, поэтому и представления об эскизах было не очень много, а как правило, вообще не было.

Например. Создавая рисунок в стиле Антониса ван Дейка как эскиз к картине “Увенчание терновым венцом” (1620 г., музей Прадо, Мадрид), Эрик Хебборн в общих чертах набрасывал отдельные фрагменты законченного произведения. И по этой формуле он добивался успеха кучу раз.

Антонис ван Дейк “Коронование терновым венцом”, 1618-1620 гг.
Антонис ван Дейк “Коронование терновым венцом”, 1618-1620 гг.
Эрик Хебборн в манере ван Дейка, поддельный подготовительный рисунок. 1950-1970 гг.
Эрик Хебборн в манере ван Дейка, поддельный подготовительный рисунок. 1950-1970 гг.

Получалось, что эксперты сами устанавливали связь с великой картиной, радовались открытию и из-за этого на некоторые вещи могли закрывать глаза, бессознательно, конечно. Рисунок под Ван Дейка в итоге приобрел Британский музей.

Все гениальное — просто, не так ли?

Как вы считаете?

Конечно, это не все, что можно сказать про Эрика Хебборна. Про его живописные работы расскажу как-нибудь в следующий раз.