Меня очень увлекает тема подделок и фальсификаций в искусстве. Поэтому хочу ввести такую рубрику - «О подделках».
Для меня стало открытием, что многие фальсификаторы начинают заниматься подделками не ради денег. Их мотивы разнятся, это могут быть гнев, зависть, честолюбие (практически список смертных грехов собирается :)). К примеру, мотивом Эрика Хебборна была месть. Он желал отомстить всему искусствоведческому сообществу и доказать им, что они не на того напали, что он обведет их вокруг пальца!
Но давайте по порядку.
Эрик Хебборн начал свою деятельность после обмана галереи Колнаги. Галерея Колнаги — это одна из крупнейших галерей в Лондоне, которая существует до сих пор. Он любил ходить по блошиным рынкам и однажды наткнулся там на несколько рисунков, которые Хебборн купил и отнес в галерею на экспертизу. В ответ, галерея Колнаги признала рисунки приемлемыми и купила их за небольшую сумму. Небольшую, но превышающую затраты Хебборна. Однако, спустя какое-то время заглянув в галерею, Хебборн обнаружил, что эти рисунки продаются за тысячи фунтов — на порядок дороже, чем ему заплатили. Разумеется, Эрик Хебборн был в ярости и решил отомстить “экспертам”, проучить их, начав с экспертов галереи Колнаги. А потом расширил свою сферу деятельности, нацелившись на искусствоведов вообще.
То есть, выдавая свои работы за произведения старых мастеров, он убеждался в некомпетентности арт-дилеров и получал безмолвную похвалу своему таланту. А финансовая часть для него шла бонусом.
Как работал Эрик Хебборн?
У Хебборна был талант к живописи (который проявился еще когда он был в детской колонии за поджег, но это уже совсем другая история, которую я расскажу в другой раз). Он работал в разных стилях и периодах, но все же специализируясь на рисунках старых мастеров. Он не просто воспроизводил произведения, он создавал новые и использовал “ловушку провенанса”, чтобы подвести реальную базу под фальшивую работу.
Одним из самых сложных моментов в фальсификации является провенанс. Провенанс — это история владения художественным произведением. Чтобы работу приняли за оригинал, важно доказать, что она была написана во время жизни художника, потом где-то хранилась до настоящего момента, косвенно ответить на вопрос «почему картину нашли только сейчас?» и так далее.
Хебборн изготавливал рисунки-наброски.
Как правило, он посещал какой-либо крупный музей и изучал творчество Великих. А потом создавал рисунки, выдавая их за подготовительные наброски к знаменитым картинам.
Дело в том, что мало кто из мастеров хранил свои рисунки, поэтому и представления об эскизах было не очень много, а как правило, вообще не было.
Например. Создавая рисунок в стиле Антониса ван Дейка как эскиз к картине “Увенчание терновым венцом” (1620 г., музей Прадо, Мадрид), Эрик Хебборн в общих чертах набрасывал отдельные фрагменты законченного произведения. И по этой формуле он добивался успеха кучу раз.
Получалось, что эксперты сами устанавливали связь с великой картиной, радовались открытию и из-за этого на некоторые вещи могли закрывать глаза, бессознательно, конечно. Рисунок под Ван Дейка в итоге приобрел Британский музей.
Все гениальное — просто, не так ли?
Как вы считаете?
Конечно, это не все, что можно сказать про Эрика Хебборна. Про его живописные работы расскажу как-нибудь в следующий раз.