Внимание! Так как это анализ фильма, он будет обильно сопровождаться пересказом сюжета. Если вы еще не смотрели "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", и боитесь спойлеров, отложите эту статью и вернитесь к ней после просмотра.
Перед просмотром "Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури" я ознакомилась с отзывами на этот фильм и была обескуражена разделением комментаторов на два противоположных лагеря: тех, кто считал, что фильм - шедевр, и тех, кто считал, что он плох и даже отвратителен. И после просмотра я поняла, в чем же именно дело.
"Три билборда на границе Эббинга, Миссури" несколько раз обманывает ожидания зрителей по поводу того, о чем будет этот фильм. Наше сознание уже настолько привыкло к штампам и соответствиям сюжетных ходов жанру, что воспринять другой путь становится трудно. Это разочарование зрителей от того, что их повели совсем другой тропинкой и совсем в другую сторону, не позволило им увидеть смысл и красоту нового пути.
На этапе прочтения описания может показаться, что фильм будет о расследовании убийства дочери главной героини - Милдред Хейз, и о том, как сильная мать добивается справедливости. Но фильм не об этом.
По мере погружения в сам фильм мы знакомимся с персонажами и видим, как они неоднозначны, своеобразны, несовершенны. Их столкновение и борьба напоминают несуразный уродливый снежный ком, где каждый начинает поступать несправедливо по отношению к другому. Вот остервенелая мать, которая не может пережить смерть дочери и пытается выколачивать справедливость. Вот шеф полиции, хороший мужик, но распустивший своих подчиненных, благодаря чему в городе творится полицейский произвол. Вот парень, который поддержал главную героиню с заказом билбордов и держал удар перед полицейскими за свой поступок, но не забывший на этом неплохо подзаработать. Вот сын главной героини, добрый парень, который боится конфликтов и не готов держать удар в виде общественного мнения. И множество других персонажей, по-разному надломленных судьбой, одновременно приятных и отталкивающих. В какой-то момент начинает казаться, что "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" будет о том, что жизнь в принципе несправедлива и является одной большой трагедией. Но фильм не об этом.
Неожиданно в фильме начинается новый снежный ком - светлый. И начинается он с семейного дня шефа полиции. При этом зритель еще пока не догадывается, что произошедшая в конце этого дня трагедия повлечет за собой именно положительные перемены. И в этом особая красота сценария. Город все еще охвачен злобой и яростью, все еще происходят страшные события, как вдруг зрителям вбрасывают настоящий посыл фильма. Прямым текстом и в лоб - гнев порождает еще больший гнев. Бывший муж Милдред вдруг оттормаживает конфликт, затем и у нее самой что-то перещелкивает и она прекращает разрушительные действия. По логике в этом месте должен случиться относительно хороший финал, где героиня обретет желаемое. Поэтому режиссер нам вбрасывает манок в виде подозреваемого в убийстве. Но затем выдергивает фальшивку из-под ног, не давая обрести привычного нам завершения. Открытый финал почеркивает - не важно, чем закончится расследование, не важно, убьют ли герои того психопата. Они уже изменились, преобразились, нашли свой путь и обрели гармонию. И фильм об этом.
А еще о том, что человеку иногда просто необходима поддержка и внимание, фраза "ты все делаешь правильно". О том, что у тебя может быть больше друзей и единомышленников, чем ты думаешь. О том, что чувство вины не может ничего исправить. А надежда может прийти в тот момент, когда ее совсем не ждешь.
Что примечательно, путь развития проходят почти все персонажи, даже малозначительные. Полицейский, привыкший упиваться властью и своей безнаказанностью, вдруг осознал, что хочет защищать людей. Сын, сторонящийся всех конфликтов, в момент нападения отца на главную героиню, ни секунды не колеблясь приставляет к его горлу нож. Шеф полиции перед смертью решается написать то, чего не решался и не успевал сказать при жизни.
Есть некоторая нереалистичность фильма. Например, жители города нарочито отрицательно относятся к билбордам и к Милдред. Мы ведь прекрасно понимаем, что на деле сочувствующих у нее было бы куда больше. Но кино авторское, и билборды - это лишь метафора, художественный прием, с помощью которого автор разговаривает со зрителем и старается донести свою мысль. Поэтому лично я однозначно хорошо отнеслась к фильму и внесла в список обязательных картин для пересмотра. Еще немного подумать над ним не помешает.