Найти в Дзене

Почему утонула американская подводная лодка «Скорпион»?

1 июля 2019 года в результате пожара на атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик») погибли 14 моряков. В том числе 7 капитанов 1-го ранга и 2 Героя России. Это далеко не первая и, к сожалению, не последняя авария на подводной лодке с гибелью экипажа в мирное время. По данным Википедии после Второй мировой войны произошло уже 185 аварий на подводных лодках разных стран. Многие из них хорошо исследованы, но есть и такие, которые до сих пор хранят тайну своей гибели. Одна из загадок — гибель атомной подводной лодки «Скорпион» ВМС США, которая произошла 22 мая 1968 года в Атлантическом океане. По официальной версии субмарина возвращалась на базу в США после учений 6-го американского флота в Средиземном море, но получила новое задание: изменить маршрут и проследить за действиями группы советских кораблей в районе Азорских островов. Командир лодки Ф.Слеттери доложил о технических неполадках на борту, но приказ о новом маршруте отменён не был. 21 мая «Скорпион» оказался в зоне действия с

1 июля 2019 года в результате пожара на атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик») погибли 14 моряков. В том числе 7 капитанов 1-го ранга и 2 Героя России.

Это далеко не первая и, к сожалению, не последняя авария на подводной лодке с гибелью экипажа в мирное время. По данным Википедии после Второй мировой войны произошло уже 185 аварий на подводных лодках разных стран. Многие из них хорошо исследованы, но есть и такие, которые до сих пор хранят тайну своей гибели.

Одна из загадок — гибель атомной подводной лодки «Скорпион» ВМС США, которая произошла 22 мая 1968 года в Атлантическом океане.

По официальной версии субмарина возвращалась на базу в США после учений 6-го американского флота в Средиземном море, но получила новое задание: изменить маршрут и проследить за действиями группы советских кораблей в районе Азорских островов. Командир лодки Ф.Слеттери доложил о технических неполадках на борту, но приказ о новом маршруте отменён не был. 21 мая «Скорпион» оказался в зоне действия советских судов и менее чем через сутки исчез.

На поиски пропавшей АПЛ с аэродрома США на острове Лагос вылетели несколько самолётов, затем к поиску подключились надводные корабли. Был использован глубоководный батискаф «Триест-2». В результате пропавшая лодка была обнаружена в 400 милях юго-западнее Азорских островов на глубине свыше 3000 метров.

Источник: http://www.rigapodplav.narod.ru/books_44.html
Источник: http://www.rigapodplav.narod.ru/books_44.html

Через полтора месяца следственная комиссия, которой руководил вице-адмирал США Б. Остин, представила отчёт с результатами расследования. В нём говорилось, что АПЛ «Скорпион» превысила предельную глубину погружения и затонула «по неизвестной причине». Весь экипаж в составе 99 подводников погиб. Освещая трагическое происшествие, в американской прессе было сделано предположение, что помочь в расследовании мог бы «командир советской атомной подводной лодки, находившейся в этом районе».

Не является секретом, что в ту самую группу советских кораблей, которую поручили контролировать «Скорпиону», входила АПЛ «К-135» и два научно-исследовательских судна (НИС) «Пётр Лебедев» и «Академик Сергей Вавилов».

-3
Источник: http://www.rigapodplav.narod.ru/books_44.html
Источник: http://www.rigapodplav.narod.ru/books_44.html

Они проводили научные исследования и испытания гидроакустического комплекса «Керчь». При этом подводной лодке разрешалось не соблюдать режим скрытности и действовать по плану научных работ, совершая манёвры в надводном положении и под водой. Об этом свидетельствует бывший старпом «К-135» капитан 1 ранга в отставке В.Н. Лавров.

Утром 21 мая 1968 года Лавров был в гостях на НИС «Вавилов», когда в каюту без стука влетел сотрудник гидроакустической лаборатории и сообщил, слышит шумы американской атомной подводной лодки. Старший помощник срочно вернулся на свой корабль и объявил боевую тревогу. Лодка погрузилась на перископную глубину. Горизонт был чист, но акустики зафиксировали посторонние шумы. Радисты спецгруппы перехватили радиограмму, передаваемую на английском языке открытым текстом. Стало ясно, что командир американской АПЛ подтверждает приказ осмотреть район юго-западнее Азорских островов, но сообщает о проблемах в системе всплытия-погружения.

Лодки продолжали сближаться. Интенсивность шумов значительно возросла. Штурман выполнил несложные манёвры и определил скорость приближающегося «Скорпиона». Она была невысокой. А затем и старпом разглядел в окуляре впереди по левому борту перископ лодки вероятного противника. Командир приказал уклониться вправо и на циркуляции погрузиться на 60 метров.

Несколько часов лодки осуществляли взаимное маневрирование меняли курсы, глубины погружения и ход. Это было похоже на игру. Наконец американская субмарина повернула к западу, увеличила ход и стала удаляться. «К-135» всплыла под перископ, и командир доложил по радио о своих действиях на флагманский командный пункт. Объявили отбой боевой тревоги.

Поздно вечером радисты записали обрывки радио, возможно переданного американцами. Командир капитан 1 ранга Л.А. Щеглов предположил, что это сигнал бедствия. К тому же акустики зафиксировали в западном направлении глухой взрыв или гидравлический удар. О полученных сигналах немедленно сообщили в Москву. Во время следующего сеанса связи было получено приказание: прекратить участие в научных работах, немедленно покинуть район и соблюдая скрытность продолжить боевое дежурство.

После возвращения «К-135» на базу был произведён тщательный осмотр корпуса. Никаких повреждений и следов от столкновения обнаружено не было. Боекомплект оружия в полном наличии.

Старший помощник Лавров вспоминает ещё один воде бы не серьёзный но символичный эпизод этой истории, который произошёл после возвращения лодки на базу. Командир БЧ-V В.П. Бобков, отвечающий за эксплуатацию и техническое состояние корабля, после окончания выполнения всех работ, связанных с возвращением и расхолаживанием ядерной энергетической установки, решил со своими подчинёнными отметить успешное возвращение из похода, тем более что казённого спирта осталась ещё целая канистра. Среди прочих тостов он предложил почтить память погибших американских подводников.

Хмель не до конца выветрился из головы капитана 2 ранга, когда он не дожидаясь рейсового автобуса пешком отправился к родной семье. Однако, не дойдя до дома, Валерий Петрович изменил курс. Первым делом он заглянул на телеграф, попросил бланк и написал примерно следующее:

«Москва. Посольство Соединённых Штатов Америки. Прошу передать Президенту Соединённых Штатов и всему американскому народу наше соболезнование по поводу гибели экипажа атомной подводной лодки «Скорпион». Бобков».

Не известно, дошла ли телеграмма до адресата, но строгий разговор в кабинете непосредственного начальника состоялся, к счастью, без особых последствий.

Через 40 лет после трагического события американский военный журналист Эд Оффли выпустил книгу «Scorpion Down», в которой он опубликовал результаты своих 25-летних расследований.

-5

По версии автора, АПЛ «Скорпион» намеренно была уничтожена советской атомной лодкой «К-135» в отместку за гибель в северной части Тихого океана 8 марта 1968 года (за два с половиной месяца ранее) дизель-электрической подлодки «К-129» с баллистическими ракетами на борту. Погибли 97 человек.

Информация о трагедии была засекречена, но слухи о причинах гибели лодки ходили разные. По одной из версий советская лодка затонула после столкновения с американской лодкой USS Swordfish (SSN-579), которая подошла слишком близко и не учла возможность взаимного маневрирования.

Имеется информация, что в 1974 году ЦРУ провела секретную операцию «Проект «Азориан» и подняла со дна носовую часть «К-129» с телами погибших моряков.

Причиной трагедии названо срабатывание в шахтах двигателей ракет. Возможно, что после аварии ракетного оружия лодка ещё три дня находилась на поверхности, но не дождавшись помощи затонула 11 марта. При затоплении взорвались оставшиеся ракеты, что вроде бы подтверждается акустическими наблюдениями ВМС США.

Отношения между двумя странами в то время определялось понятием «холодная война», и только в октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал президенту России Борису Ельцину видеоплёнку с записью ритуала захоронения в океане тел советских подводников из экипажа K-129.