Найти тему

Иван Купала. И строго почитаемый, и разгульный праздник

Оглавление

6 июля – Аграфена Купальница (День памяти мученицы Агриппины).

7 июля – Иван Купала (Рождество Крестителя Господня Иоанна).

В далекие от нас времена день Аграфены Купальницы и идущий за ним Иван Купала сливались в один большой праздник. Он был наполнен для всех людей огромным смыслом и включал множество обрядовых действий, примет, гаданий и легенд. Традиция требовала активного участия каждого человека во всех событиях и соблюдения ряда правил, запретов и обычаев.

С особым настроением его ожидала молодежь, парни и девушки. Иван Купала принадлежал к числу не только самых почитаемых, самых важных, но и самых разгульных праздников в году.

Забавы молодежи

Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и разжиганию ритуальных костров.

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой. Деревенские парни отправлялись с вёдрами на речку, где наполняли их грязною, мутною водой, и шли по деревне, обливая всех и каждого. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались в дома, вытаскивали девиц на улицу силой и здесь с ног до головы окачивали грязью. В свою очередь и девушки старались отомстить парням и бежали за водой.

Кончалось дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, причём, разумеется, и парни и девушки оставались в одеждах.

Очищающие костры горели в этот день повсюду. Вокруг огня плясали, через него прыгали, рядом с ним устраивали шумные весёлые игры.

Чудеса да и только!

Ко дню Аграфены нечистая сила оживает и на гулянья ночные собирается - тешиться над девушками и парнями, водить их по лугам и болотам, к дурман-траве клонить. Водяной стремится утащить их под воду, леший заводит их в чащобу.

А всякий юноша, кто достанет Жар-цвет, цветок папоротника, становится вещим человеком, знает прошедшее, настоящее и будущее, угадывает чужие мысли и понимает разговоры растений, птиц, гадов и зверей.

Сверх того, он может по собственному произволу насылать в сердце девицы горячее чувство любви. Кто носит при себе цвет папоротника, делается незримым для всех присутствующих. Невидимым обладатель его пробирается к любой красавице - и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка.

Девичьи поверья и гадания

В ночь с Аграфены на Иванов день девушки расхаживали в своих лучших нарядах по домам и говорили: "Умойте!". Это значит - подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, серёжки и прочее. В Иванову ночь умывались росой для красоты и здоровья.

Ранним утром "черпают росу". Для этого берется чистая скатерть и сосуд, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по росе, а потом выжимают росу в сосуд и умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть", чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.

Травы и цветы, сорванные в Иванов день, высушивали, сберегали и употребляли для разжигания любви или для "отсушки".

Накануне Ивана Купала девушки непременно гадали. Собирали травы (чертополох и папоротник обязательно), клали под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". Утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

Иногда на ночь под голову клали подорожник, приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

В день Ивана Купала девушки завивали венки из трав иван-да-марьи, лопуха, медвежьего уха… Вечером пускали эти венки с зажженными лучинками или свечками на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

Татьяна Порецких