Ровно 200 лет назад питерская газета сообщила о новом изобретении: теперь тонущим на корабле море по колено, а пешеходы смогут переплывать реки с бурным течением.
«Живущий в Оффенбурге механик Михель сделал новую машину для спасения утопающих, - говорится в сообщении. - Те, коих корабль разбит будет бурею на море, могут посредством сей машины запастися на несколько дней съестными припасами и безопасно искать себе пристанища на каком-либо острове; а пешеходцы могут переправляться через самыя быстрыя реки. Вся сия машина весит не более пяти фунтов. При употреблении имеет оная в поперечнике пять футов, а в вышину 1 фут и 3 дюйма. Она развинчивается и укладывается весьма удобно.
Судя по описанию, речь идет всего лишь о легкой спасательной шлюпке. Однако изобретение таковой датируется в энциклопедиях 1790 годом и принадлежит английскому инженеру русского происхождения Лионелю Лукину, в России вряд ли могли ничего не знать об этом. Правда, шлюпка Лукина имела длину 9,3 метра, была гораздо тяжелее немецкого изобретения и предназначалась исключительно для берегового базирования.
К слову: газета вышла в период правления Александра I, который однажды прославился именно как спаситель утопающего. Гуляя верхом вдоль реки Вилии неподалеку от Вильнюса, царь увидел толпу людей, только что вытащивших на берег утопленника. Александр бросился на помощь, стал растирать молодому человеку виски и запястья, а затем приказал своему личному врачу применить кровопускание. Медик возился с этим целых три часа, но, наконец, мужчина очнулся. Старейшее в мире общество спасения утопающих, существовавшее в Великобритании с 1774 года, высоко оценило поступок русского императора и передало ему за это медаль.