Иван Порхачев публикация, выдержки из авторского блога "Третьяковская галерея. Мой Серов. October 20, 2015"
|...Валентин Серов. Не знаю почему, но в студенческие годы очень сложно самостоятельно держать «удары» собственного самолюбия. Это взгляд изнутри, по прошествии 20 лет. Да и пишу это для себя и для тех кому близко мое творчество. Попытаюсь, посредством авторской орфографии разобраться в том, что движет художником и как кисть и полотно может рассказать об этом. Без пространных надуманных домыслов кураторов. Это не взгляд человека знакомого с предметом живописи в теории, а взгляд человека (это мой личный опыт), который 20 лет назад решил, что до Серова не дотянуться, порвал множество своих работ, считая, что это «не уровень Серова» и стал искать себя в промышленном дизайне, а потом снова вернулся в живопись.
...Без обсуждения Серов талантливейший человек, но со временем цепи моего «подобострастия» спали, и я понял, что зря так трепетал и принижал себя во время учебы, выбрасывая эскизы и наброски пачками, на радость бомжам, украшавшим свои подвалы моей «обнаженкой». И Серов ошибался, и Серов в своих работах искал и не всегда находил, насколько иногда непросто ему давались акварель и пейзажи. Как гениален он в портретах и своем диалоге с натурой и как он порою, спокоен к пейзажу.
...На фоне такого «открытия» портреты и графика, напротив, производят впечатление чего-то идеального. Когда искусство художника начинает жить своей жизнью, когда художник вкладывает свои мысли в картины и снабжает это еще и работой по поиску технического языка и манеры выполнения каждого произведения – это отдельное удовольствие. Можно пересматривать это бесконечно.
...Насколько важно, когда среда и время, в котором работает художник благоприятствует настоящему искусству и насколько все изменилось в работе художника сейчас. Да…20 век повлиял на восприятие искусства и спекуляции на искусстве исказили полностью все те критерии, которыми руководствовался, например, Серов в своей работе. Я не встречал ни одного искусствоведа, которого терзали ли бы сомнения в своей правоте. Притягивая за уши очередную концепцию и получая зарплату или процент с «дураков» купивших очередной «шедевр», никто из их братии не будет говорить, я не прав, я сомневаюсь. Когда хожу на выставки больших мастеров и экстраполирую для себя ощущения от работ любимых художников и тех образов, которые мне близки, то каждый раз замечаю насколько тогда живопись гармонично вплеталась в мироовосприятие автора и насколько сейчас художник зависит от «медийности» своего творчества. Каждый раз замечаю, как выстрадан их творческий путь, насколько картины переплетены с жизнью и наоборот. Даже такой легкий Серов, не в пример сложному Врубелю, на меня производит неизгладимое впечатление своими метафорами, скрытыми за светскостью портретов. А сейчас можно спокойно писать бесталанную мазню и быть медийно востребованным. Напротив, когда пытаешься искать нюансы живописности и копаться в себе - не находишь признания. То, что полностью убрали систему координат в искусстве видно именно на таких выставках. Тогда она была, сейчас ее нет. Вопрос качества ушел из области искусства в область бытовой техники. Все знают, что Apple делает качественные девайсы – критерии такие-то и такие…а Вася Сидоров делает картины, ничего что там нет ни умения, ни таланта, ни мастерства - мне сказали, что это круто. Все. На этом, наверное, время Серова закончилось безвозвратно. Искусствоведы могут долго препарировать останки истории в своих лекциях натягивая одну концепцию на плечи другой. Потерянного уже не восстановишь. Получается, что ценность работ на выставке оценивается удачным селфи на их фоне. Видел много раз примеры такого «заболевания» некоторых персонажей в ленте моего фэйсбука. Или жутчайшие примеры помойной мазни, которую страшно показывать даже бомжам на помойке – смотришь, а они в все в той же ленте тщеславия фэйсбука, оказывается это еще и выставка…а там лайки и комментарии. Бррр, меня это выводит из себя, честное слово. Как нормальный зритель должен пробираться через весь этот балаган к своему автору, который пытается идти по стопам мастеров и как, например, моему зрителю, фильтровать в потоке информации правильный контент? Думаю, Серов и его современники во многом обязаны своим творчеством своим почитателям. Тогда технически невозможно было напрудить такое количество лишней конъюнктурщины, которая поглотила современного зрителя посредством медиа.
...Требовательный и тонкий зритель, а в процессе знакомства с художником, возможный его почитатель, создает спрос на качественных и умных художников. Это распространяется на многие сферы в искусстве, но как-то изобразительное искусство в этом плане сейчас нуждается особо. Наверное, во времена Серова, таких зрителей/почитателей было больше, а их качество, позволяло художникам развиваться и совершенствоваться в своем мастерстве.
И.П.